Найти тему

Что ожидать Армении и России от нового президента Ирана?

Второй тур президентских выборов в Иране завершился победой представителя реформистского крыла Масуда Пезешкиана, который набрал 53,6% от общего числа голосов. По уточненным данным, явка во втором туре досрочных президентских выборов в Иране составила 49,8%. Об этом сообщил официальный представитель избирательного штаба Ирана Мохсен Эслами. Как это отразится на геополитических процессах в Кавказском регионе и Центральной Азии?

«Новый президент Ирана Масуд Пезешкиан будет более интенсивно развивать взаимодействие страны с Турцией, тогда как его курс в отношениях с Россией пока сложно спрогнозировать», - заявила «Известиям» политолог Каринэ Геворгян. По ее словам, пока трудно сказать в нынешних меняющихся обстоятельствах, что будет происходить, и в какой степени господин Пезешкиан является реформатором.

Политолог также напомнила, что ранее верховный лидер Ирана Али Хаменеи пообещал, что политика Тегерана в отношениях с Москвой останется неизменной. Кроме того, похожую позицию озвучивали и другие иранские политики. «По всей видимости, будут некоторые интересные движения вокруг Турции и Азербайджана. Не только потому что Пезешкиан – этнический азербайджанец. Возможно, это повлияет на отношения с Россией, но непонятно, в какой степени. В Иране существуют определенные институты, которые могут ограничить его действия», - сказала Каринэ Геворгян.

«Несмотря на тот факт, что Пезешкиан является представителем реформистского крыла, кардинальных изменений во внешней политике Ирана не будет», - такого мнения придерживается политолог Андраник Ованнисян. В своем телеграм-канале он отметил следующее:

«Во-первых, иранские реформаторы воздерживаются от инициатив, которые могут повлиять на политическую систему государства. Во-вторых, Меджлис (Парламент) Ирана в большинстве представлен консерваторами, которые будут использовать свои возможности, чтобы сохранить паритет сил и в случае необходимости сдерживать «чрезмерную инициативность» президента-реформатора. В-третьих, власть в Иране в действительности принадлежит Рахбару - Верховному руководителю Ирана Али Хаменеи, который поддерживает консервативные и религиозные принципы управления Исламской Республикой Иран.

Таким образом, кардинальных изменений во внешней политике Ирана, в том числе в направлении Кавказского региона и Центральной Азии, не произойдет. Тегеран будет стремиться укрепить свои позиции в указанных регионах в рамках развития экономических и культурно-гуманитарных отношений со всеми странами, продолжит совместные транспортно-логистические проекты, а также будет выступать за сохранение текущего геополитического статуса-кво и против вмешательства внерегиональных сил, в частности, США, Великобритании и ЕС».