Московское метро, конечно, кладезь различных историй. Здесь вам и мистика, и секреты, и даже летопись истории всей страны. Но в этой небольшой статье поговорим про секреты, которые всё еще способны удивить.
Начать рассказ стоит с момента открытия метрополитена в Москве: 15 мая 1935 года подземные поезда устремились по двум маршрутам: от «Сокольников» через центр до «Парка культуры» и от «Сокольников», с ответвлением у «Охотного Ряда», до «Смоленской». Всего в середине 1930-х в Москве были открыты тринадцать дворцов-станций.
Павильоны-близнецы
Описание всего великолепия архитектуры первых станций метро оставим для будущей статьи. В этом же материале отмечу красоту наземных павильонов некоторых из них. Так, например, в 1935 году на карте Москвы появились павильоны-близнецы — станция «Кировская» и станция «Смоленская» имели удивительное сходство в уличных павильонах, ведущих к платформам. До сих пор их часто путают на ретро-снимках.
Оба наземных павильона принадлежат авторству советского архитектора, академику Академии Архитектуры СССР Николаю Яковлевичу (Джемсовичу) Коли. Внимательный читатель конечно увидит различие между двумя кубическими проектами: павильон «Кировской», расположенный на площади Мясницкие Ворота, узнаваем своими «иллюминаторами», тогда как на проекте павильона станции «Смоленская», на Садовом кольце, архитектор Коли выполнил стеклянные соты.
Но общий стиль, и главная «фишка» — гигантская надпись «МЕТРО» на крыше обоих павильонов, делают эти два сооружения почти неразличимыми для простого обывателя.
Но выход по их различению был найден [сарказм]: в 1937 году начался проект реконструкции Садового кольца. Восточный павильон станции «Смоленская», стоявший ровно посередине будущей автомобильной магистрали, пришлось разобрать вместе с исторической застройкой бывшего Смоленского рынка. Подземная галерея станции со временем превратилась в пешеходный переход.
Наземный вестибюль станции «Кировская» (ныне — «Чистые пруды») — это единственный павильон подобного типа, сохранившийся до наших дней. В октябре 2022 года завершилась комплексная реставрация фасадов здания.
Наследие «Смоленской»
Конструктивная особенность «Смоленской» предполагала длинный коридор, ведущий сразу на обе лестницы, расположенные на платформе станции. Торцы коридора расположены по разные стороны Садового кольца, что и позволило переделать его в обычный, не связанный с метро, подземный переход. Сам же коридор больше никуда не вёл и его закрыли.
После войны было принято решение, что участок метрополитена от станции "Александровский сад" до "Киевской" является ненадёжным в стратегическом смысле (глубина залегания всего 8 метров) и наличия открытого метромоста. Поэтому, параллельно существующей линии стали строить линию глубокого заложения. В 1953 году открылась станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии, имеющая глубину 50 метров. Станция «Смоленская» мелкого заложения была законсервирована.
После прихода к власти Никиты Хрущёва, в стране началась эпоха экономии, та самая борьба с архитектурными излишествами в той же копилке. Метро в западный районы Москвы решили проложить по поверхности. Для этого раскопали участок мелкого заложения, образовав новую Филёвскую линию.
Вход на станцию встроили в Дом работников НКВД на Смоленской площади (известен москвичам как Дом с башенкой), построенный по проекту архитектора И.В. Жолтовского. Сохранившийся коридор решили использовать: его переделали в обычный подземный переход, построив выходы по обеим сторонам Садового кольца и замуровав проходы на станцию.
Открытие состоялось в апреле 1959 года. В этом же году были открыты ещё несколько подземных переходов в центре Москвы. Это были первые подобные сооружения, до 1959 года подземных переходов в Москве не было.
Возможно, соседство с домом НКВД натолкнуло на идею «оживить» заброшенный коридор, ведущий когда-то от павильона на станцию метро «Смоленская».
Пустующее пространство переоборудовали в служебный тир для сотрудников МВД. Наследие метро почти незаметно, лишь двойной ряд колонн в помещении тира выдаёт его метрополитеновское прошлое.
За фото тира благодарность Alexey Goncharov.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski