20 июня в Доме культуры «ГЭС-2» открылась выставка «Квадрат и пространство» – проект, в основе которого лежит мысль о том, что из «Черного квадрата» Казимира Малевича – пожалуй, самой дискуссионной картины в истории – выросло все мировое искусство XX и начала XXI века, абстрактное и фигуративное, существующее в двух, трех, четырех измерениях. Кураторами выставки стали Зельфира Трегулова, в недавнем прошлом директор Третьяковской галереи, и Франческо Бонами, арт-критик, куратор, писатель, в 2003 году курировавший 50-ю Венецианскую биеннале. На выставке представлены как отечественные, так и зарубежные художники, первые имена в сфере искусства, мировые звезды: Пабло Пикассо, Герхард Рихтер, Жан-Мишель Баския, Ансельм Кифер, Фрэнсис Бэкон, Эрик Булатов, Ольга Розанова, Эль Лисицкий, Дмитрий Пригов и другие. Все работы – из российских собраний: крупнейших государственных музеев и частных коллекций.
По замыслу Малевича, «Черный квадрат», впервые продемонстрированный публике в Петрограде на выставке «0,10» в 1915 году, был призван обнулить искусство, стать «нулем форм». Зельфира Трегулова, напротив, называет «Черный квадрат» «точкой отсчета», по сути нулевым километром. И на самом деле, как это ни парадоксально, подход кураторов в целом резонирует с Малевичем, для которого «Черный квадрат» был одновременно не только концом, но и началом нового искусства, первой и последней беспредметной картиной, «зародышем всех возможностей», «родоначальником куба и шара» (из которых зачастую и складывается архитектурное пространство).
Работы для выставки – живописные полотна, рисунки, инсталляции – были отобраны, по всей видимости, в первую очередь по принципу формальных перекличек, визуальных и словесных рифм и оппозиций: «Черное море» Ивана Айвазовского, «Черный квадрат» Малевича, «Черный вечер, белый снег» Эрика Булатова и «Черное на черном» Александра Родченко; «Пейзаж. Степь» Архипа Куинджи и «Тишина» Олега Васильева – внешнее сходство двух картин тем более удивительно, что, как подчеркивает Трегулова, работа Куинджи поступила в собрание Третьяковки из частной коллекции уже после того, как Васильев эмигрировал в США; золотое сечение в эскизах Малевича к опере «Победа над солнцем» и белая спираль Франциско Инфанте-Арана и т.д. Кураторы фактически возвращаются к концепции выставки «Бывают странные сближенья…», воплощенной несколько лет назад Жаном-Юбером Мартеном в стенах Пушкинского музея – единственное, совпадения именитый француз находил, кажется, более парадоксальные, одновременно теснее взаимодействуя с музейным пространством. На выставке в ГЭС-2 тоже проводятся параллели между искусством, вышедшим, по мысли кураторов, из «Черного квадрата» и творением Ренцо Пьяно, по проекту которого и была реконструирована бывшая электростанция: фотографии Родченко и Мохой-Надя, запечатлевшие сложные инженерные конструкции, отсылают к ажурным металлическим фермам ГЭС-2.
Для удобства знакомства с выставкой зритель может воспользоваться буклетом, заполненным цитатами из философских и теоретических работ, текстов художественных критиков и искусствоведов, собственными размышлениями кураторов об искусстве XX столетия. Брошюра как будто бы дает больше пищи для ума, нежели экспонируемые произведения искусства, которые не выстраиваются в единую линию повествования, их можно менять местами, пересобирать, как кубик Рубика, содержание выставки от этого не пострадает. Такая потребность экспозиции, на которой главенствует форма, а не смыслы, в том, чтобы быть дополненной текстом в целом соотносится с творчеством самого Малевича, сопровождавшего свой «Черный квадрат» обширными теоретическими трактатами, раскрывавшими его замысел. Тем не менее выставке недостает логики, зрителю сложно понять, как двигаться по выставочному пространству – с другой стороны, это может быть сознательным ходом кураторов: Франческо Бонами призывает посетителей затеряться на выставке, как в городе.
Кураторское решение кому-то покажется противоречивым, однако «Квадрат и пространство» – проект, заслуживающий внимания хотя бы из-за круга (pun intended) представленных на ней первоклассных работ, которые остроумно рифмуются друг с другом, превращая выставку в игру слов и образов, каламбур и анаграмму.
—
Арт-журнал. Художественная галерея artinvia.com
Узнавайте о новых статьях первыми. Мы в Telegram
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.