В далеком 2016 году из-под крыла небезызвестной компании Blizzard вышел, без преувеличения, один из лучших геройских шутеров всех времен под названием Overwatch.
Сама компания Blizzard прославилась такими хитами как: серии Diablo, StarCraft, Warcraft, MMO World of Warcraft. Я настолько стар, что также помню такие игры как The Lost Vikings, Rock N Roll Racing, с которыми я познакомился еще на приставке SEGA Mega Drive (да-да, эти игры тоже создала Blizzard). То есть компания была известна своими качественными, комплексными, а главное веселыми играми. Вообще на момент середины 2010-х годов у компании была практически непогрешимая репутация «Богов» игровой индустрии.
В связи с этим ажиотаж, связанный с игрой был нешуточный. Тем более геройских шутеров было не так много и от игры ждали чего-то нового, свежего, непохожего ни на что. И что удивительно, сама игра оказалась прорывной во многих аспектах. Она была неплохо сбалансирована (не без косяков, но от этого очень сложно куда-то деться), каждый класс ощущался по-разному, более того, каждый герой был уникален со своими особенностями, сильными и слабыми сторонами.
Геймплей был продуманный, карты обширные. Даже был интересный сюжет, что удивительно для онлайн шутеров. Обычно как происходит – шутер механику накрутили, персонажей и карты дали, какой-то уникальный геймплей придумали, если очень повезет. Но здесь действительно было интересно наблюдать за историей мира, каждый персонаж имел свою, надо сказать зачастую неплохо прописанную сюжетную арку, развивающуюся со временем. Были даже целые книги и комиксы по вселенной, что очень несвойственно этому жанру.
Стоит ли говорить, что одна лишь эта игра смогла популяризировать жанр геройских шутеров на многие годы вперед. Более того, на мой субъективный взгляд до сих пор нет геройского шутера лучше (ну или я не встречал). Конечно, на волне популярности жанра достаточно быстро стало выходить огромное количество подобных игр, где каждая вторая позиционировала себя как убийца Overwatch, но, честно говоря, почти все они были калькой, бледной копией игры Blizzard. Никому так и не удалось не то чтобы убить Overwatch, даже к ней просто приблизиться было затруднительно. Но, как бы это не было странно и грустно, Overwatch убила сама себя.
Мое знакомство.
В 2015 и 2016 году об игре говорил все и повсюду. Естественно я о ней слышал, но на тот момент кроме любопытства она у меня, почему-то, ничего не вызывала. Я видел классные синематик трейлеры, кадры геймплея, но меня это особо не цепляло. Все поменялось одним летним днем 2016 года. Зашел я как -то к своему другу в гости. Мы сидели, спокойно общались, как вдруг он сообщил что купил Overwatch. Да не просто сказал, он начал описывать какой это классный шутер, какие там классные герои и как весело в это играть. На самом деле меня смущал визуальный стиль игры. Нет, я не спорю, игра достаточно красивая, но мультяшная графика у меня не вызывала доверия, о чем я другу и сообщил. На что он мне сказал: «А ты попробуй».
И вот, запустив игры и примерно объяснив, что нужно делать я сел играть. Обилие героев немного вводило в ступор (как, кого, а главное зачем?), но взгляд зацепился за персонажа МакКри. Стоит ли говорить, что я не заметил как прошло два часа моей жизни. С одной стороны механики шутера плюс минус стандартные и никуда не делись, но при этом помимо этого в игре было очень много всего, скажем, не свойственно для жанра. Мне это напомнило и Quake Arena, и Team Fortress 2, но при этом они были совсем не ими. Это сложно описать, но не во что подобное я раньше не играл. Поэтому уже на следующий день игра была мной куплена, установлена и я залип. Причем залип надолго.
Чем же игра цепляла?
Здесь хочется отметить несколько факторов:
Первым – дружелюбность к игроку. Под этим я подразумеваю удобность и комфортность самого геймплея. Никто не будет заставлять тебя учить паттерн всей стрельбы в игре, попадать только по головам, иметь дикий АИМ и реакцию мангуста. Нет, вовсе нет. В игру можно было играть так, как тебе комфортно. Ну вот не получается у тебя стрелять и постоянно попадать. Да и ничего страшного. Обширный выбор героев позволял тебе играть как хочешь ты. Например - хочешь быть снайпером, окей, вот тебе Вдова, мобильный герой зависимый от точной стрельбы. Не хочешь точно попадать – вот тебе Бастион и отыгрывай турельку. Можно взять Крысавчика и вообще стрелять не в противника, а просто в его сторону. Не хочешь стрелять? Да не вопрос! Вот тебе Райнхардт с молотом для ближних атак. А можешь взять Ангела и просто лечить и бафать тиммейтов и вообще почти не лезть в перестрелку. И, что удивительно, на каждой позиции, на каждом персонаже можно быть эффективным и нужным. Да, зачастую нужно понимать, что делать персонажем и как его отыгрывать, но в этом то и интерес. Геймплей это не тупое мясо и набивание киллов. Нет, это уникальный опыт за каждого персонажа. И изучать их было интересно.
Вторым фактором можно считать поддержка игры. Развитие истории, сюжетные и не только ивенты с уникальными особенностями и сценариями. Всё это было в игре. Балансные правки, исправление героев, оптимизация – всё это тоже было. Игра активно развивалась. Проводились турниры, были тематические мероприятия. Все было настолько хорошо, что даже странно. Правда до определенного момента. В игру хотелось возвращаться. Выходили новые карты, новые герои. Все это было у игры. А мощное комьюнити не давало игре угасать.
Следующим фактором можно было считать прогрессию. Да, уровень аккаунта особо не на что не влиял. Но как приятно было получать эмблемы для профиля, скины на персонажей. Причем скинов было правда много на каждого из героев. Уникальные скины вызывали восторг, а получать их было не то чтобы сложно, так как лутбоксы сыпались щедро. Матчмейкинг был более-менее адекватный. И двигаться по рангам вверх можно было без особых проблем, уделяя игре время.
Все это делало игру запоминающейся и интересной. Простой для освоения, но при этом не скучной и комплексной. Но что же пошло не так?
Состояние на 2024 год. Больше мертва, чем жива.
На самом деле мне грустно от того, во что игра превратилась сейчас. Нет, я не ярый фанат Overwatch. Но эта игра подарила мне много веселых часов. Разгоняла тоску, помогала скоротать время. Что же, по моему мнению, с игрой не так на текущий момент?
На самом деле много чего. Если идти по порядку, то Overwatch была вполне играбельна до перехода на Overwatch2. Нам давали обещание, что с масштабным обновлением игра станет еще лучше, краше и прекрасней. Да, я считаю, что Overwatch 2 это не вторая часть, а просто не очень крупное обновление. Вообще так много кто считает. С обновлением нам обещали PvEрежим, новые карты, новые герои, новая косметика, динамическое изменение погоды и времени суток, батлпасс и много чего еще. Но вот произошла интересная штука. PvE режим переносили, переносили да и отменили. На секундочку многие игроки его ждали, были те, кто купил игру ради него, обещаний и рекламы, связанных с ним тоже было много. Но по итогу разработчики заявили, что это слишком сложно реализовать и ничего они делать не будут. Хотя PvE ивенты были и не мало, уникальные события были со сценариями тоже были. То есть по факту костяк был готов, осталось допилить и отполировать PvE механики, все лорно объединить и пару раз в сезон поддерживать. Но нет, видимо главам студии впадлу заморачиваться. А зачем? И так же купят!
Карты и режимы добавили, но преступно мало, зато про батлпасс не наврали, это они молодцы. Я ничего не имею против батлпассов, но только тогда, когда награда за него соответствующая, что не про эту игру. Новых героев тоже добавили, это да. Но вот нюанс, спрятали они их за батлпассом.
Каких-то изменений в графике и окружении тоже замечено не было. Но зато дали скин клоуна, за это спасибо. Но помимо невыполненных обещаний, из игры вырезали часть контента. Ивентов в привычном смысле нет, чата тоже нет, лутбоксов тоже нет, на новый скин приходится прям уверенно и долго гриндить. А что они сделали с рейтинговым режимом. Вот зачем вешать свой рейтинг на каждый класс персонажей? Этого я не понимаю. Более того, если я раньше понимал сколько очков мне дается и за что, то сейчас это на уровне абстракции, пальцем в небо.
Все это сильно ухудшило игру на мой взгляд. Невыполненные обещания, очень спорные решения, кривая поддержка - всё очень сказались на качество продукта. Нет, игра до сих пор неплохая, достаточно веселая и залипательная. Но есть ощущение, что она потеряла душу. Нет тех эмоций, что были на релизе и есть мнение, что дело тут вовсе не в насыщенности рынка и надоевшем жанре.