Найти тему
Речная газета

Я не упускал случая самому сходить под воду

Репортер перед погружением. Фото В. Осотова из личного архива автора.
Репортер перед погружением. Фото В. Осотова из личного архива автора.

Мысль написать о «закадровой» стороне работы репортера (по типу телесюжетов «Как снимался фильм») пришла мне при подготовке к печати книги «Моя река». Порылся в своем архиве — и отыскал несколько кадров, вырезанных из давней фотопленки: еще той, с перфорацией для зубчиков фотоаппарата…

Это были кадры, сделанные когда-то давно во время репортажа «Видимость — ноль…». В то время они не могли быть опубликованы: не имевший допуска к подводной работе журналист не имел права погружаться на дно реки.

Но я — как репортер, пишущий о людях суровых профессий, — не упустил случая сходить в водолазном костюме под воду. Тем более, что в юности я был инженером-куратором строящегося причала, и там меня «посвятили в подводники», первый раз погрузив в водолазном «трехболтовом» снаряжении на дно реки. Тот эпизод я опускаю, поскольку он подробно описан в моем рассказе «Шесть метров под килем…».

А тогда, тем жарким августом далекого уже года, бригада «Подводречстроя» после окончания трудовой смены согласилась без оглашения этого факта в газете дать возможность репортеру пройтись в водолазном снаряжении по дну реки Белой, чтобы он сам почувствовал течение реки, вязкость дна и отсутствие видимости. И сам убедился, что дальше вытянутой руки под водой водолаз ничего не увидит.

«Ну, ребята, я пошел!».   Фото В. Осотова из архива автора.
«Ну, ребята, я пошел!». Фото В. Осотова из архива автора.

Поскольку мое погружение не было первым опытом, то я сносно ходил в свинцовых «башмаках» на небольших глубинах близ водозабора. Правда, при касании дна течением реки меня положило на бок — это могло обернуться тем, что подаваемый сверху по шлангу воздух надует пузырем «штаны» скафандра: тогда водолаз на потеху всей команде всплывет на поверхность воды вверх ногами.

Но я, мягко поваленный рекой на бок, сумел, надув верхнюю часть скафандра, подняться с илистого дна и «твердо встать на ноги» — если слово «твердо» применимо к водолазу, который под водой подобен космонавту в невесомости: ведь водолазный скафандр «в отрицательной плавучести» удерживают на дне лишь грузы да стравливание излишков воздуха через клапан в шлеме.

В общем, «закадровых впечатлений» для репортажа я тогда получил в полной мере. Это, кстати, один из секретов профессии репортера: ты больше узнаешь о работе людей, если сам встанешь за прилавок, поработаешь в театре администратором или сходишь в реку в скафандре.

«Двенадцатиболтовое» водолазное снаряжение пришлось впору. Правда, после хождения по заиленному дну реки вид репортера уже не был столь бодрый. Фото В. Осотова из архива автора.
«Двенадцатиболтовое» водолазное снаряжение пришлось впору. Правда, после хождения по заиленному дну реки вид репортера уже не был столь бодрый. Фото В. Осотова из архива автора.

Естественно, я пообещал подводникам полное молчание, ведь они спускали под воду журналиста в нарушение правил, негласно…

Перед погружением в реку я попросил редакционного фотографа Владимира Осотова снять меня в водолазном скафандре на память и отдать мне эти снимки. Он исполнил мою просьбу: проявив фотопленку, ножницами вырезал из нее «заказанные» восемь кадров и в пленке подарил мне мои «водолазные» фотографии, предназначенные не для газеты…

Так и пролежали в моем домашнем архиве эти кадры более 30 лет — словно дожидаясь часа…

Готовя книгу, я отпечатав с подаренных кусочков пленки свои фотографии — уже изрядно позабытые. И с удивлением увидел себя в кадре, где «одевают» для спуска под воду водолаза Вячеслава Смирнова: скромный паренек на втором плане за водолазом — автор репортажа.

Момент репортажа: «одевают» для спуска в реку водолаза. Скромный паренек на втором плане — это автор газетного текста. Фото В. Осотова из архива автора.
Момент репортажа: «одевают» для спуска в реку водолаза. Скромный паренек на втором плане — это автор газетного текста. Фото В. Осотова из архива автора.

Снимок словно «подсмотрел» один из репортерских приемов. У меня было правило: присутствовать, как тень, на всех этапах события, не упуская ни одной детали (на «одевании», спуске-подъеме водолаза). Наверное, не соберись я написать в книгу сюжет про «закулисную сторону» подготовки репортажа, этот мой кадр, подарок фотографа, так бы и завалялся в папках архива. Сейчас он зримо напоминает, какими путями иногда журналист проникается темой публикаций.

(Текст цитируется по сборнику автора «Моя река». Речные были, репортажи и расследования разных лет. 2018).