Найти тему
Киновед в штатском

Старику здесь не место: Почему Эдди Мерфи не любит третьего "Полицейского из Беверли-Хиллз", но в восторге от четвертого

"Полицейский из Беверли-Хиллз" – довольно странная франшиза. Все фильмы в ней, с одной стороны, похожи друг на друга до степени смешения, а с другой – настолько разные, что их сложно сопоставлять друг с другом. Снятые разными режиссерами, при разных финансовых возможностях и даже в разные эпохи, они до сих пор заставляют фанатов спорить о том, хорошее это кино или постыдная поделка. Да что там фанаты – даже сам Эдди Мерфи, звезда серии картин о детройтском полицейском, наводящем шорох в престижном районе Лос-Анджелеса, в свое время весьма нелестно отзывался о проделанной им работе. Тем не менее, только что на платформе Netflix вышла четвертая часть истории об Акселе Фоули. И нам стоит поговорить о том, что мешало снова ударить по Беверли-Хиллз раньше.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Перед просмотром нового четвертого фильма я намеренно пересмотрел залпом первые три фильма, тем более что не делал этого, кажется, с 1990-х. И конечно, разномастность и разноперость трех оригинальных лент сразу бросается в глаза. Первый фильм – классический боевик из восьмидесятых, его даже писали изначально под Сильвестра Сталлоне, но замена Слая на восходящую звезду Эдди Мерфи не только добавила расового разнообразия, но и вписала впечатляющую порцию юмора. Импровизации комика сейчас смотрятся нелепо, но тогда Эдди заставил публику рукоплескать – именно такой герой нужен был аудитории на фоне общего уныния и депрессии.

-3

Сиквел был неминуем, но несмотря на то, что ждать его пришлось целых три года, в нем не появилось почти ничего нового. Студия пошла по самому незатейливому пути и просто повторила по большому счету историю первой части, добавив Акселю Фоули больше экранного времени. Чувство юмора Мерфи не растерял, но вот эффект новизны был утрачен. Не очень помогло и то, что Мартина Бреста на посту режиссера сменил великий Тони Скотт – экшен стал жирнее, добавилось жестокости, но снова не хватило баланса и сочетаемости разных ингредиентов. Благодаря химии трех ведущих персонажей и готовности зрителя позволить Мерфи почудить, картина хорошо выступила в прокате, но наткнулась на резкую критику в прессе.

-4

Наконец, третья часть, вышедшая спустя семь лет после сиквела, казалось бы, окончательно поставила точку в любых спорах – у Джона Лэндиса получилось настолько плохое кино, насколько это было в то время возможно. А ведь это 1994 год, год выхода "Криминального чтива", "Побега из Шоушенка", "Форреста Гампа" – так снимать тогда уже было не принято. Триквел столкнулся с целой чередой проблем: проект покинули продюсеры Дон Симпсон и Джерри Брукхаймер (последний недавно признался, что так и не посмотрел третью часть), лихорадочно менялись сценаристы, скакал бюджет, съемки срывались и переносились, а со злодеем кино так в итоге толком и не определилось.

-5

Последнее больше всего взбесило Эдди Мерфи: "В первом фильме у Акселя убивали друга. Во втором на его глазах погибал начальник, которого он очень уважал. А что в третьем? В третьем владелец парка дядя Дейв попадает в беду! Что это за мотивация?!! Что за ерунда?!! Весь этот "крепкий орешек в парке аттракционов" сразу был обречен на провал, я сыграл в нем только из-за денег". С учетом выбывшего из актерского ансамбля Джона Эштона в роли детектива Тэггэрта, потери былого колорита и отчаянно невпопад вписанных в боевик шуток картина действительно получилась неровной и лишенной души. Третья часть при бюджете в 70 миллионов долларов собрала в прокате всего 120 миллионов – по всем меркам провал. После такого франшизы редко возвращаются к зрителю.

-6

Вот и Мерфи не особенно торопился в четвертый раз примерить знаменитый бомбер. У него сперва появились сольные блокбастеры, потом анимация, затем он успешно передислоцировался в драмы и даже был номинирован на "Оскар" за роль второго плана в фильме "Девушки мечты" – тут не до новых поездок по Беверли-Хиллз. И всё же подход к актеру удалось найти. И прежде всего через простое отрицание – авторы четвертого фильма пообещали актеру сценарий, в котором будут исправлены все ошибки триквела. И у них получилось. Больше того, к столь ностальгически теплому духу комедийного экшена 1980-х добавились акцент на современных технологиях и массовой культуре, а поверх всё было отлакировано чувственными взаимоотношениями Акселя со своей взрослой дочерью, видящей в отце неудачника и лжеца.

-7

От работы с новой командой Мерфи остался в восторге. Четвертый "Полицейский" оказался дорогой игрушкой, но вложения себя окупили – фильм несколько недель лидировал по времени просмотра в топе Netflix, да и сейчас уверенно держится в десятке. Благосклонно принята картина и критиками – оценки новой ленты выше, чем у двух предыдущих. Всё говорит о том, что платформа решится на заказ нового продолжения, и Эдди, кажется, готов войти в эту воду снова, ведь такое вложение сил и средств кажется более надежным, чем бесконечное ожидание нового "Шрека" или "Тройняшек". А Мерфи тем временем 63 года, для участия в боевиках времени осталось совсем немного.

-8

Поэтому, с учетом выше указанного, предположу, что горести третьей части забыты (и очень удачно обшучены), четвертый фильм всех зарядил оптимизмом, и мы вправе ожидать скорого объявления о начале работы над "Полицейским из Беверли-Хиллз 5". Не побоюсь также сделать прогноз о том, что в нем фокус внимания переместится с детективов Роузвуда и Тэггэрта на Билли Эббота и Джейн Фоули – более молодую и эффектную парочку. Мерфи отлично сработался с Тейлор Пейдж и Джозефом Гордоном-Левиттом, так что это трио надо успеть проэксплуатировать по полной. И знаменитая мелодия еще прозвучит с экранов наших домашних кинотеатров.

-9

По этой теме пока всё, очень надеюсь, что Эдди Мерфи и компания дадут нам поводы говорить и писать о них снова и снова. А пока переключусь на другие темы – в мире фильмов и сериалов всегда есть что обсудить. Если вы любите не только смотреть, но и читать о том, что посмотрели, заглядывайте на канал Киноведа в штатском – здесь бывает интересно. А еще лучше – подпишитесь на наш телеграм – в нем много забавных мелких заметок о новинках и классике (плюс юбилейный розыгрыш!). Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не забывайте старых друзей, и...

-10

Увидимся в кино!