Найти в Дзене

Рособрнадзор придумал, как окончательно выгнать учителей из школ

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели моего канала!

Знаете, каждый день, когда читаешь новостную ленту про то, как Рособрнадзор или Минспросвещения трудятся на благо Родины, думаешь: "Чего они ещё такого придумают, чтобы учителей из школы поскорее выгнать?"

  1. Низкие зарплаты? Сделано.
  2. Бесправность учителей. Реализовано.
  3. Огромная нагрузка. А могло быть иначе?

Казалось бы, уже все условия для ухода созданы. А люди всё равно работают. Не порядок. Меры какие-то половинчатые. Надо чтобы уж наверняка.

Об очередной мере по изгнанию учителей из школ сегодняшняя новость:

В России впервые проведут оценку компетенций школьных учителей

Как следует из этой статьи, Рособрнадзор совместно с Минпросвещения РФ решили тестировать профессионализм действующих учителей. Действующих учителей, Карл! А ведь их ещё остаётся достаточно (несмотря на рабские условия труда).

Согласно новой методологии оценки качества работы педагогов планируется оценивать

  • в плане психологии;
  • в плане методологии????? Честно говоря, к этому пункту у меня есть вопросы, поскольку, полагаю, что сказавший это не совсем понимает разницу между методологией и методикой обучения предмету. Кстати, в новостной статье эти слова приписываются Анзору Музаеву. Судя по дальнейшему тексту в статье, речь идёт именно о ВЛАДЕНИИ УЧИТЕЛЕМ МЕТОДИКОЙ:
Можно быть вундеркиндом, знать информацию очень хорошо, но, если ты не можешь, не обладаешь методиками, не знаешь психологии детей, не можешь довести эту информацию до детей, конечно же, это педагогический дефицит. - заявил Анзор Музаев.

Давайте теперь обсудим, что нам предлагают. Лично я вижу здесь два исхода развития ситуации.

Первый исход

Если сама процедура оценивания будет допускать возможность ФОРМАЛЬНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ (а, скорее всего, это будет именно так), то школы, разумеется, отрапортуют, что у них преподают квалицированные кадры. И здесь уже не столь важно, что в этих школах математику преподаёт какой-нибудь Николай Петрович, который вообще физкультурник (а, значит, знать методику обучения математике он по определению точно не может).

Конечно, какая школа сознается, что у них есть педагоги, которые не могут вести какой-то предмет? Тогда могут последовать репрессии, а кто уроки (даже если они плохие) у детишек вести будет? Лишние проблемы никому не нужны.

Второй исход

Процедура оценивания выявит, что некоторые учителя не могут профессионально вести школьные предметы. Вряд ли их выгонят, будет и без того большой дефицит в школах. Поэтому остаётся только одно - отправить учителей на "любимые" курсы повышения квалификации. Но постойте! А чем это там каждый год занимаются педагоги? Да их постоянно просят проходить всё новые и новые курсы. Конечно, повышение квалификации может быть разным. Только уверен, что среди таких курсов и так уже есть такие, которые подразумевали повышение методической грамотности, знаний по психологии, повышение уровня предметной подготовки.

Тогда почему учителя покажут плохой результат? Наверно, потому что есть какие-то способствующие этому факторы! Например, в педагогических вузах изначально нет должной подготовки к тому, что потом спросят в школе с учителя, вузы вынуждены многим студентам (будущим педагогам) ставить зачёты и удовлетворительные оценки просто так (или преподавателям вузов урежут зарплаты). Про курсы повышения квалификации всё уже давно ясно - это чистая профанация самой идеи повышения квалификации.

Во-первых, такие курсы могут быть абсолютно пустыми или "литьём воды". Например, открываем какой-нибудь курс повышения квалификации, в котором учителя якобы научат справляться с детьми, которые срывают уроки. Учитель в надежде открывает ролик, а так видео на полтора часа, где преподаватель рассказывает про особенности подросткового возраста и ещё кучу фактов, которые легко можно было прочитать в любой книжке по возрастной психологии. Педагог явно обманут, остаётся только натыкать какие-то ответы на тест, предварительно погуглив их в Интернете. Не пройти нельзя - директор не одобрит. Всё! Очередной курс повышения квалификации пройден! Повысилась ли при этом квалификация школьного учителя? Думаю, ответ очевиден. Зато сертификат будет говорить об обратном.

Во-вторых, сама организация процесса обучения во время прохождения таких курсов отсутствует. Пусть мои читатели ответят: верят ли они, что за неделю, две или три можно научиться техникам, позволяющим справляться с трудными подростками (если, конечно, такие техники вообще учителю предлагались).

Я очень в этом сомневаюсь. Необходима колоссальная практика, тренинги, в рамках которых педагоги получат огромнейший опыт по преодолению проблем, возникающих с детьми. А на это нужны месяцы, если не годы. Но кто это будет делать?

Поэтому к чему вся эта оценка педагогов? Зачем педагогическому сообществу проходить какое-то тестирование, анкетирование и т. д.?

Напомню, у учителя уже оценивали учебные достижения в вузе, он регулярно вынужден подтверждать свою категорию, повышать квалификацию. Если Рособрнадзор считает, что учителя имеют педагогические дефициты, тогда может надо изменять механизмы подготовки педагогических кадров, смотреть, почему действующие не работают.

Лично мне кажется, что со всеми этими инициативами от Рособрнадзора мы только топчемся на месте. Проходим какие-то диагностики, выявляем проблемы, о которых уже давно всем известно. Предлагаем процедуры, которые не продуманы. Опять диагностируем. Замкнутый круг.

Такое чувство, будто в очередной раз хотят показать, какие учителя плохие!!! Только зачем? Чтобы уязвить? Но ведь, например, само же Минпросвещения разрешило работать студентам. Неужели это будет не парадоксально: упрекать те же работающих студентов в том, что они не профессиональны? Уверен, что данная новость соберёт огромную волну негодования среди педагогов. И это понятно.

P. S. А как Вы относитесь к очередной идее Рособрнадзора? Пишите свои ответы в комментариях. А на сегодня у меня всё. Спасибо за внимание!