И снова в посёлке нет воды.
По опыту проживания, самое стабильное, что есть в инфраструктуре посёлка — тьфу-тьфу-тьфу — это канализация. Ни единой проблемы! В Новочеркасске, помнится, было совсем иначе.
На втором месте — газ. Да, слышал от соседей, что бывают проблемы с давлением в системе из-за утечек, но случаются они очень редко и устраняются быстро.
Затем — интернет. В целом, стабильный, но не идеальный. Со светом проблем бывает гораздо больше. С вывозом мусора тоже нередко случаются перебои. А вот с водой — дело совсем швах.
Увлёкшись планами газификации и цифровизации, государство странным образом избегает озвучивание и, тем более, решение более насущных нужд населения. На данный момент совершенно точно можно сказать, что стабильно обеспеченных питьевой водой домохозяйств в нашем регионе в разы меньше, чем газифицированных.
Прежде всего, потому что питьевой воды в посёлках просто нет. Есть техническая. Это важный термин, позволяющий производить юридический трюк, выводящий из-под ответственности местную администрацию.
Но и с технической водой — постоянные перебои.
Да, пятисотлитровая бочка резерва лично нам позволяет спокойно пережить примерно двое суток отсутствия центрального водоснабжения без каких-либо неудобств. В режиме экономии — даже три дня можно автономно просидеть.
А скважина позволяет поливать газон, который, однако, от этой сумасшедшей жары, не успев толком вырасти, начал местами выгорать, не смотря на регулярный полив. Зной нынче царит с раннего утра до позднего вечера.
Тем не менее, меня поначалу сильно бесила сама ситуация. Как это — нет воды сутками? Я ведь 20 лет прожил с беспрерывным водоснабжением. А к хорошему привыкаешь, знаете ли!
Конечно, многим тут подумается: что за страна такая! И вот в этом месте мне возразить будет нечего. Увы, но именно что "такая страна". В проблеме сплелось воедино несколько уникальных факторов, присущих только этому менталитету и этой местности.
Итак, в посёлке нет воды. Мне стало интересно, неужели вообще никак не решить эту проблему?
Кто виноват
Даже не знаю, с чего начать... Я прочитал несколько законов и административных документов. Формально, за обеспечение водой жилых поселений отвечает местная администрация.
Но председатель пеняет на АО "Аксайская ПМК РСВС" — в народе "Водоканал". Заключён контракт на поставку воды — технической. На тендер по поставке питьевой воды никто не явился.
При капиталистической модели бытия, совершенно не имеет смысла вкладываться в инфраструктуру на селе. Это убыточно. Сельская местность — это, в плане бизнеса, выжженная земля. Поэтому используют водонапорные башни с советских времён, меняя только насосы и фильтры, поставляя техническую воду вместо питьевой.
Техническая — это фильтрованная вода из скважины. Чтобы сделать из неё питьевую, надо построить очистные сооружения, вывозить отходы, озаботиться контролем за десятками показателей, от содержания солей до запаха и цвета.
Но проблема в том, что если действительно это всё сделать, то ценник за воду в селе вырастет раз в десять. Естественно, это последнее, чего хотелось бы местным жителям. Они либо откажутся от использования и пробурят скважины, либо будут подключаться по-чёрному, без счётчиков. Поэтому никакой частник в это дело не вложится.
Казалось бы, ну ладно, нет питьевой воды, но дайте хотя бы технической вдоволь! Набурите скважин побольше. Однако, бурить новые скважины для водоснабжения населённых пунктов запрещено прокуратурой. Вернее, бурить можно, но только для хозяйственных нужд. Поливать сады, поить скот — пожалуйста. А вот снабжать посёлки — запрет.
С одной стороны, решение прокуратуры верное, потому что если действительно регулярно пить воду, которой снабжают деревню, можно окочуриться. Поэтому, как правило, все сознательные люди пьют бутилированную воду или ставят осмос. А купаться, мыть посуду или стирать — да, это из водопровода.
С другой стороны, лучше хоть какая-то вода в кране, чем никакой. Но и это осуществить не так просто.
Конкретно в нашем случае посёлок питается от водонапорных башен, которые также используются всеми близлежащими поселениями в радиусе километров 5. Воды в них больше не становится. А вот потребление постоянно растёт. Выделяются новые участки под застройку, строятся дома, сажаются деревья, сеются газоны, наливаются бассейны.
Если не бурить свою скважину, то всё это снабжается из одних и тех же источников, которые, напомню, добавлять нельзя. А своя собственная — вообще-то дороговато. Только пробурить и базово оборудовать насосом стоит тысяч 60-80. Далеко не каждому жителю деревни по карману.
А ведь своя вода по качеству хуже, чем общая, так как скважина не настолько глубокая: мутная, с песком и глиной, тут уж кому как повезёт с оборудованием и мастерами. Также у многих скважины не бесконечные, в них, как в колодцах, заканчивается вода. Нужно ставить системы очистки, а также резервные баки. А это ещё больше расходов.
Так что многим приходится надеяться на водопровод и только. А работа насосов станции зависит, в том числе, от энергоснабжения.
Например, у нас на водокачке стоят два насоса, работающие при напряжении в диапазоне 330-420 вольт. Как только напряжение падает, срабатывает автоматика, которая отключает насос, и подача воды приостанавливается. То же самое, когда напряжение возрастает сверх допустимых значений. Ранее насосы работали без "оглядки" и регулярно выходили из строя. А замена насоса — это не только дорогое "удовольствие", но и долгое.
Энергоснабжение, как я уже упоминал, в регионе тоже нестабильное. Тут сказываются как военные действия, так и местные проблемы. Например, сейчас из-за жары нередко случаются пожары. В этот раз в соседнем посёлке загорелся дом и трансформаторная будка заодно. Насосы встали — воды нет.
Трансформатор привезли и установили довольно быстро, но понадобятся ещё сутки, прежде чем система заполнится водой и заработает на полную мощность.
Водоканал пробовал оснащать насосы электрогенераторами. Если проблемы со светом, переключаемся на генератор и проблема решена. Однако, местные жители пришли и... унесли ценное оборудование. В хозяйстве пригодится.
Поставили генератор снова, заодно установив камеры наблюдения. Камеры зафиксировали, что ночью пришли четверо в масках и ничтоже сумняшеся приделали генератору ноги. На следующие попытки, с забором и колючей проволокой, Водоканал пока не решается.
Да и при постоянно работающих насосах вода тоже не гарантирована. Жара стоит адская. Растения сохнут на глазах. Народ поливает изо всех шлангов и форсунок. Хитренькие ставят резервуары. Из-за повышенного потребления падает давление. В ответ на слабый поток самые ушлые подключают насосы,... тянущие воду из системы. Своя рубашка ближе к телу, понятно.
Что делать
В общем, единственное решение — это комбинировать скважину и резервуар. Когда с водой всё ок, резервный бак наполняется и его можно использовать для полива или для бассейна. Когда воды нет, домашняя система переключается на бак, а полив идёт только через скважину. В крайнем случае, в бак можно залить и своей водички. Главное, не скупиться на фильтры. А если нет света, включается генератор.
"Всего-то" надо потратить тысяч 250 рублей и массу времени. Но в целом, жить становится гораздо веселее. Читаешь чат посёлка и радуешься, что тебя это не касается.
Конечно, хотелось бы, чтобы государство вложилось в инфраструктуру и обеспечила водоснабжение. Я писал жалобы — в Роспотребнадзор, в администрацию, в Водоканал. Везде реагируют, отвечают, даже лично звонят и вежливо объясняют, что виноваты кто угодно, только не они.
Роспотребнадзор не может контролировать качество технической воды. Администрация не может найти поставщика питьевой. Водоканал и рад бы набурить 10 скважин, да прокуратура не даёт. А обеспечить бесперебойную работу двух насосов на пару десятков тысяч потребителей — нереально.
Когда доходишь до последней инстанции, они отвечают, что, да, в поселениях должна быть питьевая вода. Уже разработан проект водоснабжения через ростовский водоканал. Срок реализации — 2 года. Оценочная стоимость — 6 миллиардов рублей. У области таких денег нет. Ждут решения федеральных властей.
И как-то мне не верится, что в сложной экономической ситуации, когда идут боевые действия, власть решится на реализацию масштабных инфраструктурных проектов. Есть более насущные дела. Опять же, новые регионы восстанавливать надо.
Так что сейчас задача сельского жителя в Ростовской области: обеспечивать себя всем необходимым самостоятельно. Увы, но это данность. После Победы, уверен, бюджетный импульс, действующий сейчас на ВПК, направят в инфраструктуру. Это будет логично и полезно.