Устойчивый интерес общества к социальной функции СМИ является серьезной предпосылкой в изучении тюремной печати.
В В 1819 г. по примеру Британского библейского общества в России было учреждено Попечительное о тюрьмах общество. Главной целью Общества было содействие нравственному исправлению преступников.
1885 году, благодаря инициативе «Giullaume», выступившего позднее на Международном Пенитенциарном Римском конгрессе, была заявлена проблема использования газет и журналов как средства социализации заключенных — ведь в основе существования самой пенитенциарной системы лежит идея исправления, а не наказания преступника.
До 1905 года в России действовал запрет на допуск к заключенным периодической печати, поэтому в истории дореволюционной тюремной прессы мы неоднократно встречаемся с попытками издания нелегальных журналов заключенных.
1908 г. был принят Устав Общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения.
Расцвет пенитенциарной журналистики пришелся на начало НЭПа, когда в исправительных заведениях разных городов России стали издаваться легальные журналы заключенных: «Тюрьма», выходивший в 1921 г. в Московской Таганской тюрьме, «Исправдом» в Баку 1921 г., «Мысль за решеткою» в Иркутске 1921 г., «Пробуждение стен» в Царицыне 1922 г.
В 1922 г. в Царицыне силами заключенных Царицынского губернского исправительного трудового дома начал издаваться литературно-научно-художественный журнал «Пробуждение стен» (издатель – учебно-воспитательная часть Царисправдома, редактор – А. И. Черненко).
Размер журнала – в обыкновенную ученическую тетрадь, объем – 16–20 страниц, тираж издания – 2500 экз.
В первом номере, вышедшем в сентябре 1922 г., была сформулирована миссия издания: «Стены пробудились… они выйдут теперь не нравственными и физическими калеками, вредными для общества, как прежде, а здоровыми и телом и душой, полезными членами трудящихся». Главная причина подобного изменения сознания заключенных, их полного исправления, согласно миссии журнала, состоит в том, что тюремные стены, благодаря Октябрьской революции, наполнились светом, знанием, наукой.
Название журнала «Пробуждение стен» было написано крупными буквами и обрамлялось с двух сторон рисунками фабричных стен и крестьянина, пашущего землю. По обеим сторонам от редакторского обращения к читателям – изображение рабочего и колхозника с серпом и молотом в руках.
По предложению редакции журнал должен был выходить ежемесячно и включать обязательные разделы:
- «Университет заключенного»,
- «Литература и искусство»,
- «Новости науки и техники»,
- «Жизнь Царисправдома»,
- «Творчество заключенных»,
- «Реклама».
Заключенным, которые оформили подписку с сентября по декабрь 1922 г., полагались приложения:
- литературно-художественный сборник «Эхо» (лучшие произведения заключенных из разных городов),
- юмористический сборник «Красный смех» с иллюстрациями,
- книга «Справочник заключенного»,
- художественная картина «На волю»,
- повесть «Васька Косой».
Все это позволяет говорить о редакторской политике издания, направленной на популяризацию интереса к возвращению заключенных к полноценной трудовой жизни, раскрытию их творческого потенциала.
Ситникова Т.В. Литературно-научно-художественный журнал «Пробуждение стен» (журнал заключенных Царицынского губернского исправительного трудового дома)
Междунар. науч. форум 21–22 апреля 2016 г. / отв. ред. В. В. Васильева. – СПб.: Институт «Высш. шк. журн. и масса. комм.» СПбГУ, 2016.
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!
Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед
#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#