Вы узнали новое слово и теперь оно встречается буквально везде? Многие употребляют его в обыденной речи. Возникает недоумение: почему до сегодняшнего дня вы о нём не знали, если оно так распространено?
Или вы решили купить ярко красное платье, ведь это смело и непопулярно. Люди любят спокойные, неброские цвета. Но вот незадача: на следующий день вы то и дело сталкиваетесь с девушками в красном. И, кажется, до вашего решения о покупке такого не было...
Объяснение есть. И это не знаки судьбы. Вы столкнулись с феноменом Баадера-Майнхоф, также известным как иллюзия частотности.
Феномен Баадера-Майнхоф или иллюзия частотности — это когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.
Всё дело в восприятии и внимании. Наш мозг пытается разобраться, насколько значимую информацию он получил. Если данные встречаются часто, для мозга срабатывает сигнал — важно и надо отложить в память. Происходит фокусирование на событии. Оно будто преследует вас. Мозг ищет повторения. Но если повторов не будет, мозг сделает вывод, что это не столь ценно, можно забыть.
Предположим, вы купили автомобиль определённой марки. В ближайшее время вы заметите, что кругом реклама этой марки авто и на дорогах множество таких машин. Вам будет казаться, что буквально вчера их было меньше. В действительности количество машин не изменилось. И столько же автомобилей вам встречалось и раньше. Вы просто не фокусировались на них. Это иллюзия частотности.
Эффект хорошо работает и в маркетинге. Человек смотрит рекламный ролик, яркий и с повторяющимися словами. Мозг фиксирует информацию. Вероятно, теперь этот товар начнёт попадаться на глаза. Это увеличивает шанс продажи, поскольку подсознание выдаст покупателю версию, что товар уже знаком.
Алгоритмы в интернете тоже способствуют усилению эффекта. Предлагая пользователю то, чем он однажды заинтересовался, фокусируют его внимание повторно. К примеру, контент, предлагаемый читателю, как рекомендованный, основан на предыдущих просмотрах, даже на единичных, а зачастую и случайных.