Как создаётся искусство? Чем оно измеряется? Существует ли свободное творчество? Давайте размышлять.
Чаще звучит привлекательное «просто бери и рисуй, отдайся процессу, не думай о результате». В смысле? Что-то как-то пытаться изобразить? Но разве на таком топливе долго протянуть? Потребность постигать ремесло рисования возобладает. Если открыть работы в подборке «интуитивное рисование», в них не найти ничего сверхъестественного, что будоражило бы душу. Примитивные или кислотные работы, в которых нет интуиций, скорее, проявленная потребность в оригинальности, поиск замысловатых форм, подборка ярких цветов, игра с композицией. На лицо в том числе работа ума и старание человека рисующего. При более внимательном рассмотрении «интуитивное рисование», скорее, миф. Невозможно из такого сложного процесса, как рисование, вычленить одну из составляющих и провозгласить как отдельный вид искусства.
Творчество – в целом не свободная субстанция. Напряжённое участие души сопряжено с научением, навыком, умением, кропотливым трудом. Даже если коснуться такого необходимого, неуловимого одновременно, вдохновения. Придёт или не придёт? Какая уж тут свобода. Сплошная зависимость.
Обойдём этот факт, ведь аппетит приходит во время еды. Художники знают, что не обязательно нужно ждать вдохновения. Оно приходит в процессе работы, к которой нужно себя, конечно же, принудить, заставить, временами через «не хочу».
Что есть прекрасный пруд, заросший лилиями в тени плакучей ивы, окаймленный цветами, дорожками из камня в тихом уголке сада? Это соединенная с умом и сердцем человеческая мысль, призвавшая себе в помощники технологию, напряжение, усилие, мышцы тела и сознания.
Вода, вылитая хаотично в полной мере неограниченной свободы не станет прудом, но скорее огромной лужей, которая постепенно впитается в землю, не оставив следа.
Ничем не лучше холст, на который художник выплёскивает в свободном акте самовыражения краску. Вот, казалось бы, настоящая свобода творчества, но кроме цветных пятен на холсте ничего не будет, разве только их нагромождение. Возможно, они украсят интерьер. А если сотня таких полотен? Усталость глаз и душевная пустота увенчают часовой просмотр.
Я как-то видела, как одна женщина создаёт своё «искусство» тем, что хлещет по холсту тряпками, пропитанными краской. Жалкое зрелище. Свобода ради свободы. Самопрезентация своего самовыражения. Что несёт такое «изображение»? Какие струны в душе зрителя должно задеть?
Запомнилась фраза из одной статьи. Чем больше творчества, тем меньше какой-либо свободы. Чем больше свободы, тем меньше любого творчества. Над ней стоит серьезно размышлять, рассматривая различные работы, картины и произведения искусства разных исторических эпох и современности.
«Просто бери и рисуй, отдайся процессу, не думай о результате». И в довесок этой мысли часто противопоставляется академизм и рассудок, как нечто сухое, сложное, неактуальное, умозрительное. Провозглашается творчество свободное в противовес чему-то ограниченному, сложному, вымученному, обученному. Искусство на такие полюса может развести разве что дилетант. Но художник творит, не думая об этом, а прилагая все свои способности, умения, прозрения. Где больше правды?
Не существует свободы творчества. Любая идея, присутствие смысла, структура в творчестве - уже не свобода. Художник готовит русло, которое задаст направление пятнам на картине, даже если это будет что-то абстрактное. И чем сложнее замысел, тем сложнее инструменты и умения художника. Только посмотрите, как удивительно могут передавать своё видение, свою красоту души художники через мастерство, которое оттачивалось годами, чтобы глядя на эти картины, зритель мог испытать тот самый полёт души, о котором так много говорят в наше время, но так же мало могут передать.
Через творчество художник ищет красоту, он занимается тяжёлой, но вместе с тем радостной работой, направленной на то, чтобы человек возвысился, приподнялся над привычным положением вещей, вдохнул свежий воздух. К свободе это не имеет ни малейшего отношения.
Моя первая оформленная попытка порассуждать на эту тему опубликовала. Наше время порой ставит вещи с ног на голову. Возникает внутренняя потребность думать об этом, вносить ясность хотя бы в собственное понимание.