136,6K подписчиков

Пойдет ли Россия по пути Ирана. Как угнать аэробус, или Контрабанда устаревших самолетов

447 прочитали

Ирану удалось нелегально заполучить два подержанных пассажирских аэробуса. Это стало возможно благодаря налаженной криминальной схеме поставок через третьи страны. Есть вероятность, что таким же способом может воспользоваться Россия, которая, как и Иран, находится под санкциями и нуждается в пассажирских самолетах.

Ирану удалось нелегально заполучить два подержанных пассажирских аэробуса. Это стало возможно благодаря налаженной криминальной схеме поставок через третьи страны.

Отключить транспондеры

Эта история похожа на сюжет детективного фильма: пилоты, управляющие двумя пустыми пассажирскими аэробусами Airbus A340, стартуют из аэропорта Шауляя (Литва) в направлении Южной Азии.

Официально они должны перегнать самолеты, принадлежащие лизинговой компании Macka Invest из Гамбии, на Филиппины и Шри Ланку. Но внезапно самолеты пропадают с экранов радаров. Позже один из них обнаруживается в Тегеране, другой – в Конараке (юг Ирана).

Расследование выяснит: при входе в воздушное пространство Ирана пилоты выключили датчики местоположения (транспондеры), позволявшие отследить их маршрут.

По такой же схеме, видимо, должен был покинуть Литву и третий борт такой же модели, принадлежащий той же компании. Предполагалось, что он отправится на Филиппины с грузом автозапчастей. Но, узнав о ЧП с двумя первыми аэробусами, авиационные власти Литвы запретили вылет третьего самолета.

Угон или «серая схема»?

Эта история случилась еще в феврале, но всплыла на поверхность только сейчас, благодаря литовским журналистам. В прессе случившееся назвали «угоном». Но, судя по всему, речь идет о сложившейся схеме поставок подержанных лайнеров в Иран через третьи страны, пишет ТурДом.

Одна  из модификаций самолета Airbus A340
Одна из модификаций самолета Airbus A340

Пилоты двух угнанных самолетов, вероятно, иностранные граждане, которые, по всей видимости, сотрудничали с иранской армией за крупное вознаграждение, пишет портал Avia.pro.

Власти Ирана ранее уже использовали подобную изощренную схему обхода международных санкций –используя подставные компании и маршруты.

В 2022 году пилоты четырех самолетов Airbus A340, официально вылетевших из Йоханнесбурга (ЮАР) в Узбекистан, также выключили транспондеры на подходе к воздушному пространству Ирана и приземлились в Тегеране. Ранее самолеты принадлежали компании Turkish Airlines и несколько лет находились на хранении в Йоханнесбурге. Впоследствии контрабандные аэробусы успешно пополнили парк иранского перевозчика Mahan Air.

Устаревший дальнобойщик

Почему же одни избавляются от аэробусов А340, а другие за ними гоняются?

Аэробус А340 вышел на воздушные линии в 1993 году и производился до 2011 года. Всего было выпущено 218 самолетов, пишет сайт airlines-inform.ru. Создавая эту машину, Airbus хотел потеснить с рынка знаменитый 4-двигательный Boeing-747. А340 также рассчитан на межконтинентальные перелеты и оснащен четырьмя двигателями.

«Самолет A340 заслужил репутацию настоящего путешественника, совершающего полеты по одним из самых протяженных и сложных маршрутов в мире, обеспечивая при этом превосходную экономичность эксплуатации – даже в сложных условиях жары и высокогорья – и превосходный комфорт для пассажиров», – писала о своем детище корпорация Airbus.

Возможности А340 впечатляли: едва выйдя на линии, в 1993 году лайнер установил рекорд, перелетев из Парижа в Окленд (Новая Зеландия), а затем обратно, в общей сложности проведя в воздухе в каждом из рейсов более 21 часа. Это был первый в истории беспосадочный рейс между Европой и Новой Зеландией и самый продолжительный беспосадочный перелет авиалайнера.

В период своего расцвета А340 использовался для выполнения самых продолжительных в мире беспосадочных регулярных рейсов и какое-то время был любимым самолетом глав многих государств из-за своей дальности полета и размера, пишет дзен-канал Ридус.

Однако с началом 2000-х былое преимущество лайнера – 4 двигателя - стало обременением для авиакомпаний: цены на топливо выросли, а регулярных дальних перелетов стало меньше. На первое место вышли самолеты с двумя двигателями. Вот почему компании стараются избавиться от затратных А340 и приобрести новые. Например, гораздо более экономичным считается 2-двигательный современный Airbus A350.

Но на свалку четырехдвигательные гиганты не попадают. Есть страны, где и авиационный секонд-хэнд идет на ура. Это страны, попавшие под санкции.

Жизнь в обход

Иран уже 45 лет живет под жесткими экономическими санкциями со стороны Запада. Они были введены в 1979 году, когда в стране произошла исламская революция и было захвачено американское посольство в Тегеране. Большую часть санкций ввели США.

В частности, санкции запрещали гражданам и компаниям из США вести бизнес в Иране и участвовать в совместных предприятиях с иранскими компаниями, в том числе в нефтегазовой отрасли, пишет Lenta.ru.

Также было запрещено импортировать иранские товары, за исключением продуктов питания и некоторых ковров.

В результате санкций за последние 10 лет около десяти миллионов иранцев оказались за чертой бедности, по данным Всемирного банка. В стране уже неоднократно вспыхивали массовые протесты.

Зная эти обстоятельства, нетрудно предположить, что неофициальные поставки аэробусов продолжатся. Впрочем, эксперты не исключают, что Запад может поставить новые препоны на пути «серых» иранских схем, запретив поставку своих самолётов в ЮАР, Литву и другие страны, пишет Avia.pro.

Россия сегодня находится в состоянии, близком к изоляции. Но, в отличие от Ирана, отличается хорошей платежеспособностью. А значит, новым рынком сбыта аэробусов А340 может стать и она.

В июне в РФ через цепочку посредников в РФ уже был ввезен А320 в компоновке бизнес-класса. Теоретически этот же способ может использоваться и для обычных пассажирских самолетов. Однако A340 вряд ли будут интересны отечественным перевозчикам, так как ранее не использовались в нашей стране, предполагает ТурДом.

Логичным выбором станут самолеты более распространенных в России серий, обслуживание которых уже налажено в авиационных центрах, считает издание.

Наталья АЛЯКРИНСКАЯ

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.