Добрый день, меня зовут Виктор Демин. Я основатель проекта VR Chemistry Lab - крупнейшей лаборатории по химии в виртуальной реальности. В этой статье я расскажу про историю её создания.
Начиная с 2004 года я преподавал химию. Основными местами моей работы были Химический факультет МГУ и школа «Интеллектуал». Там я привык к хорошо оснащенным лабораториям и возможности сопровождать занятия экспериментами. Это могли быть демонстрации, могли быть лабораторные работы, но они были неотъемлемой частью занятий. Когда я стал работать в других учебных заведениях, я неожиданно столкнулся с "меловой химией" - когда вся химия остается в виде уравнений реакции на доске или, в лучшем случае, можно показать видео. Было невозможно провести даже простые лабораторные, потому что в лаборатории не было оборудования, а срок хранения имеющихся реактивов истек много лет. Конечно, можно было что-то купить самому или собрать установку из подручных средств, можно искать гранты и годами добиваться закупок необходимого. Но это очень трудоемко, не всегда эффективно, медленно и, вообще-то, не входит в должностные обязанности учителя.
Вскоре мне стало понятно, что отсутствие оснащенного химического кабинета это не исключение, а обычная ситуация. Содержание хорошей лаборатории - это всегда сложно и недешево. Необходимо поддерживать систему инженерных коммуникаций, организовать закупку, хранение и утилизацию реактивов, поэтому учебные заведения часто не могут содержать химкабинет на должном уровне. Это, как правило, приводит к отказу от химического эксперимента в обучении или его крайнему упрощению.
В те годы у меня впервые появилось желание иметь некую доступную, но и не запредельно дорогую среду, в которой можно было бы провести с учениками любой эксперимент, без каких-либо ограничений. Дать возможность школьнику для решения своей задачи выбирать оборудование и реактивы самостоятельно. Дело в том, что обычно лабораторные работы построены так, что в них нельзя ошибиться или изменить предложенный сценарий, там нет свободы действия. И это лишает ученика возможности учиться на своих ошибках. Учителю же сложно организовывать поисковые работы, тем более в нескольких вариантах. Любая вариативность действий ученика предполагает большую работу преподавателя по подготовке такой работы.
Идея создать лабораторию в виртуальной реальности, которая решала бы все эти проблемы, появилась у меня в 2017 году. С одной стороны, VR-технологии в то время активно развивались, с другой - всё ещё оставались новинкой для широкой аудитории. Для меня было понятно, что за виртуальной реальностью, в том числе в образовании, большое будущее. VR - хорошая оболочка, которая дает эффект погружения и присутствия в ином пространстве; это гораздо реалистичнее, чем смотреть на картинку на экране. А если к этой оболочке добавить качественное наполнение, то должен получиться хороший образовательный продукт.
Я собрал нашу первую команду. На старте мы занимались методической разработкой, созданием физико-химической модели и программированием. Нам хотелось, чтобы в виртуальной лаборатории у пользователя была реальная свобода действий - возможность смешать любые доступные реактивы и получить химически корректный ответ и чтобы при этом в коде программы не нужно было каждое такое действие прописывать отдельно. В этот период была заложена основа физико-химической модели, которая умела бы рассчитывать результаты химических реакций. К 2019 году мы создали первый экспресс-курс по подготовке к ОГЭ по химии с использованием нашей разработки.
Сейчас проекту уже больше 7 лет, наша химическая лаборатория в виртуальной реальности “VR Chemistry Lab” используется в десятках школ, ВУЗов и учреждениях СПО. Этой осенью пройдет всероссийская программа пилотирования и появятся первые лабораторные работы по физике. Можно сказать, что полет нормальный и все идет по плану. Присоединяйтесь.
А пока что спасибо за внимание. Мы будем рады отзывам и комментариям.