Быть настоящим, не философия - ощущения
Когда человек настоящий? Когда проявляется его суть? Точно, что в разное время, в моменте, по-своему. Но есть что-то общее, что объединяет это разное и является определяющим, которое, видимо, то самое, что суть. Хотя …, вообще, зачем оно нужно?
Человек на пороге неизбежного, он настоящий? Должна слететь «шелуха», что «прилипло», что не твое? Думаю, нет. Уверен, нет. Перед большой опасностью человек не свободен, прогнется под ситуацию или воспротивится ей, но не факт, что проявиться именно главное, что есть в нем. Свое человек может проявить только когда свободен, когда нет, что подавляет волю, только тогда – это ты. А человек свободен, если вдруг ощутил - никто не властен, иллюзия, конечно, но дает возможность показать всем действительную суть. Не как результат преодоления обстоятельств или способ подстроится и выжить, а исключительно что хочешь ты, только тогда сам, и от тебя. Только тогда твое.
Как правило отличается каким себя человек хочет видеть и какой он есть. Важно стремление. Путь? Любые совпадения они на сейчас, в моменте. Человек будет меняться в ту или иную сторону, и не обязательно туда каким он себя для себя нарисовал. Слишком многое влияет на результат. Зачастую и страдания происходят от понимания разницы, каким хочет и каким становится. Хотя страдания и могут быть прекращены, достаточно изменить свои хотения, под то, что получилось, куда принесло. В этом то же суть. Ну, часть сути.
Наша жизнь, как совокупность социальных ролей, под которые мы ломаем себя, противясь быть «не я», или подстраиваемся под них, набору требований к внешним признакам и правилам поведения, включая даже свои желания, это становиться абсолютным всем для нас, не «я», а что сложило общество при описании такой вот твоей роли. Правильно или неправильно, не важно, да и вопрос не в этом, требования к роли, они определены, и у большинства общества есть ожидания соответствия. А несоответствие порождает осуждение. Протест как неприятия осуждения и проявление других качеств, которые, в том числе, позже, могут обществом и быть приняты как новая норма для данной конкретной роли, но в будущем, а до того, его отвергнут и осудят. Изменения качеств роли возможно, через преодоление неприятия кем либо, через доказывания и подражания от других, выполняющих ту же роль и согласных изменять, преодолевая сопротивления большинства. Где-то маленькая, где-то большая, но революция.
Осуждение общества. Или суждение только лишь от одного, но значимого человека, отца или сына, начальника, еще сложнее от кумира, которого, на самом деле, нельзя себе сотворить. Отсутствия ориентира, безусловно и доказанного правильного, идеала, порождает метания и вечный поиск. Не имея внутренней силы, единственный способ выживания – это подстраивается под те роли, что и сложились как норма, что и становится тем искомым мерилом необходимого и единственно желанного. Кому-то, чтобы стать собой, нужно снять маску, а кто-то должен ее надеть.
Побыть наедине с природой. Да с собой это побыть! Замечательно сбежать от всех, вообще уйти от риска подвергнуться оценке. И не показываться на глаза тому, значимому, кумиру, которому или беззаветно доверяешь, или вынужден выполнять его указания. То же самое и есть стремление к одиночеству, как усталость соответствовать, быть правильным, в том смысле, что не раздражать никого отклонениями своих несоответствий.
Спрятаться, под маску, стать «не я», персонажем. Или скрыться в мире иллюзий, имитирующих реальность, книги, кино, даже искусство. А также алкоголь и наркотики. Еще можно сбежать в другое общество. Спорт или где собирают гербарий, моделируют кораблики, уехать в место, где читают чужие стихи (свои страшно, свои – душа на распашку), их и обсуждают. Сбежать в другой мир, с другими ролями, где можно быть самому другим. Со временем, проблема – нельзя быть собой, догонит, нужно быть как предписано, правила описаны и в другом мире. Нагонит и снова накроет, но технология отработана, снова можно сбежать и снова спрятаться. Опять надеть маску, в других цветах, другого вида. И да, в свой старый мир в новой маске можно возвращаться, даже не боясь быть отвергнутым.
Менять маски — это легко, прятаться в других мирах оно норма, это не вызов устоям общества, это соответствует обычному предписанному поведению. По своей новой роли старому миру ты безопасен, там ты ни с кем не соревнуешься и не конкурируешь. Фотограф не соревнуется с бегунами, собиратель марок с рыбаком. Они могут быть довольными друг-другом и не осуждать. Даже высоко ценить. Иметь много масок получается очень ценно. Только не забывать вовремя их менять. Невероятно, но можно надеть маску и стать самим собой. Внешне это же не ты, это маска, ты лишь схитрил, никому не рассказал, что маска и ты на самом деле это одно.
Снять маску. Быть обнаженным, потому что ни за что не прячешься. Одежда скрывает недостатки фигуры. Что есть недостаток? Представления сложившиеся в обществе к эталону красоты, здоровья, чему-то правильному. Не твои требования. Их. Нужно соответствовать или опротестовать. Или спрятаться. Снять маску роли врача -пациента, снять маску прокурора - жертвы, снять маску правильного зрителя в кино, ну того, высокоморального, думающего, ценителя высокого. Не всегда можно, не всегда нужно. Но иногда-то требуется. Побыть собой, как то, великое, всеми признанное в качестве разумного и нужного, ну то, наедине с природой. Только наоборот, тут, среди людей, но собой.
Мы ценим тех, кто гарантировано не осудит, когда ты без маски. Лучше, если они восхитятся твоими «порывам души» и проявлению истинного твоего тебя. Хотя бы без насмешек. Просто промолчат, не давая оценок вообще, достаточно лишь молчаливого признания факта, к сведению, о твоем наличии. Но ждешь восхищения. Быть необходимым самому по себе, как есть, не играя роли.
Не быть собой, и не желать этого, тоже норма, поощряется обществом. А чтобы не страдать, то и не желать такого, напридумывают себе фантазий – собой быть. В крайнем случае - спрятаться. Или же иметь волю собой быть? А зачем? Только не нужно бороться с другими за свое право. Зачем жить их жизнью, и их представлениями? Если решил быть собой,настоящим, так живи сам, своей жизнью, не осуждая их, возвеличивая себя, не возводи свое в норму для других, другие не могут быть тобой.
© Copyright: Сергей Сороковиков, 2024