На Кассиопее прослушал беседу двух любителей пофилософствовать, один наш с Земли, Михаил, а другой гуманоид из Плеяд, Залиатар, бывший куратор Ванги. Я сам любитель философии, так что получил большое удовольствие.
Один момент напомнил о моих старых размышлениях о природе свободы воли.
Залиатар рассказал, что все духи рождаются структурно одинаковыми, но с первого момента они начинают наполнять себя разными вибрациями, что делает их всё более различными. Дух оценивает себя и своё отношение к Богу, и в зависимости от того, насколько он видит между собой и Богом различия, к такому духовному уровню он и стремится: те, кто видит мало различий, остаются на самом высшем уровне, а те, кто видит множество различий, склоняются к более низким уровням. Определяющим вопросом здесь является: “Насколько дух хочет быть любовью?” — настолько он и приближается к Богу. В разговоре также прозвучала важная дихотомия: жить для себя или служить всем.
Свобода воли и рациональность
Обычно это выражение “свобода воли” используется в связи с выбором, который делает человек в какой-либо ситуации.
Выбор представляет собой взвешивание аргументов за и против, так что внутренние весы перевешивают в пользу одной из чаш. У всех разные весы, одни и те же аргументы весят по-разному для каждого человека. И мы определяем человека по тому, какой вес он придает тому или иному грузику. Весы светлого будут взвешивать сильно по другому чем весы тёмного.
Зачастую мы объясняем решение человека как сумму его накопленного опыта и знаний. Умный и позитивный человек будет делать продуманные и конструктивные выборы. Для нас это будет естественно, так как мы объясняем его выбор с точки зрения рациональности. Но на самом деле рациональность не имеет ничего общего со свободой воли.
Ведь в самом начале создания души на весах не было никаких аргументов, невозможно было разложить грузики на чаши и тем не менее выбор был сделан!
Это и есть проявление свободы воли: у духа не было никакой предыстории, он был такой же как все, и тем не менее он сделал выбор отличный от других.
Свобода воли — это не равно рациональность.
Свобода воли и случайность
Перед воплощением души, ангелы-консультанты предоставляют основные сценарии развития жизни, чтобы создать понимание того, к каким вариантам выбора они приведут. Сложно представить, сколько параметров они учитывают в своих расчетах, но, кажется, для них это не представляет особой сложности.
Используя свои обширные вычислительные способности, ангелы направляют нас к рациональным жизненным выборам, организуя события до самых мелких деталей. Однако это поднимает вопрос: если все события можно предсказать и просчитать, остается ли место для случайности?
Несмотря на представление о том, что сложность жизненных обстоятельств, внешних и внутренних факторов, всегда добавляет элемент неопределенности, который мы называем "случаем", на самом деле это может быть заблуждением. При столь высоком уровне контроля, который осуществляют ангелы, места для истинной случайности не остается.
Тем не менее, даже если предположить полный контроль и способность просчитать все возможные исходы, задачи души в жизни редко выполняются на 100%. Это указывает на существование фактора, который не поддается расчету, — фактора свободы воли.
Свобода воли, таким образом, представляет собой источник того, что мы привыкли называть случайностью. В просчитываемом и детерминированном мире настоящая случайность не может существовать как таковая. Следовательно, любой элемент неопределенности, который мы испытываем, фактически проистекает из нашей свободы воли, создавая уникальные, непредвиденные исходы в нашей жизни.
Случайность — это результат свободы воли.
Свобода воли и детерминизм
В компьютерных системах всё устроено логично и определённо; в них нет места для непредсказуемости. Чтобы создать иллюзию случайности, применяется компонент, широко известный как "генератор случайных чисел". Однако, на самом деле, это "генератор псевдослучайных чисел". Он использует различные алгоритмы для создания уникальных последовательностей чисел, которые математически предсказуемы, но кажутся случайными.
Эта функция необходима для динамичности в компьютерных играх, где неписи ведут себя непредсказуемо, локации генерируются произвольно, а события случаются не по порядку. Без такого компонента, игры были бы слишком предсказуемыми и скучными.
Такой же принцип детерминизма можно применить ко Вселенной: всё в ней подчиняется незыблемым законам, и любое событие, кажущееся случайным, на самом деле может быть предсказано, если известны все входящие переменные. Например, лавина после выстрела кажется случайной, но это лишь результат сложного уравнения с множеством параметров.
Однако введение духа с его "генератором случайных чисел", известным как свобода воли, вносит элемент непредсказуемости в уравнения Вселенной. Этот фактор делает возможным существование неожиданных исходов, даже если мы можем предположить их вероятности.
Свобода воли — это способ преодолеть детерминизм.
Природа свободы воли
Всё конечное и ограниченное может быть просчитано: если известны все параметры уравнения, то результат можно вычислить. Однако то, что бесконечно или бессмертно, ускользает от полного понимания, так как при бесконечном числе переменных их невозможно все учесть, что ведет к непредсказуемым результатам.
Несмотря на свои огромные размеры, Вселенная конечна, и в ней нет места для истинной свободы воли или настоящего генератора случайных чисел. Все её явления и события, в теории, могут быть предсказаны, если известны все входные данные.
В отличие от Вселенной, Бог представляет собой бесконечное существо, которое невозможно полностью просчитать или предсказать. Души, как его дети, наследуют эту бесконечность и тем самым способны генерировать непредсказуемые значения и действия. Это проявление их божественной свободы воли.
Здесь проходит грань, часто становящаяся предметом споров о природе человеческого интеллекта и возможности создания искусственного интеллекта, превосходящего человеческий. Если отбросить способность человека к чувствам, то принципиально его интеллект не представляет собой неразрешимую задачу. Он уже существует во плоти и, со временем, человечество сможет его воссоздать в металле или иным способом. Такой интеллект будет умнее и мощнее биологического интеллекта человека. Единственное, что будет отличать его, — это свобода воли, иррациональный выбор, привнесённый извне. По сути, человеческий интеллект — это ограниченный аппарат, к которому подключена безграничная душа, наблюдающая за его работой и впрыскивающая в него инъекции свободы воли.
Человек без души — это биоробот. Именно поэтому попытки идеологически поставить человека на пьедестал мира, отрицая при этом существование души, были обречены на неудачу. Люди, признавшие свою природу роботов, восхваляли себя, основываясь на сложности своего устройства и способности выполнять определённые действия. Так же можно было бы поставить на пьедестал компьютер или любое другое устройство. Если неангажированный философ честно разбирал такую идеологию, он явно видел её внутреннее противоречие и обреченность. У робота нет свободы воли.
Свобода воли — это производная от бесконечности духа.
Свобода воли и творчество
Обычно мы не воспринимаем свободу воли как акт творения, однако она именно такова. Каждый раз, когда новорожденный дух, идентичный другим, делает уникальный выбор и наполняется особыми вибрациями, он трансформирует одно состояние в другое. Это творчество происходит в каждый момент выбора, делая жизненный путь души нескончаемым актом творения и преобразования.
Всё в нашем мире является результатом этого творческого процесса. Даже желания души возникают как будто из внутреннего генератора случайных чисел, делая эти желания поистине уникальными и личными. Без такого встроенного механизма все действия, увлечения и желания душ были бы однородными. Можем ли мы тогда называть это творчеством? Всё было бы лишь повторением того, что уже было сделано бесчисленное количество раз.
Свобода воли — это божественный акт творения.
Вселенная как казино
Странно осознавать, но во многом жизнь похожа на рулетку в казино. Генератор истинных случайных чисел в душе — это та сущность, которая делает душу сродни Богу и превращает Вселенную в гигантское казино. Никто не знает, как именно проявится свободная воля каждого, какое число выпадет в следующий момент.
Конечно, Вселенная не является казино в прямом смысле этого слова. Это лишь метафора, подчеркивающая элемент случайности в нашем существовании. В казино игры ограничены, а гости не участвуют в их создании. Во Вселенной же мы не только играем, но и активно участвуем в создании "игр". Мы разрабатываем инфраструктуру — от галактик и планет до цивилизаций и социальных структур. Воплощаясь в физические тела, мы погружаемся в игру, где ангелы-консультанты, словно крупье, организуют события, а каждый игрок делает свои ставки, надеясь на удачное сочетание обстоятельств.
Таким образом, Вселенная представляет собой не просто арену случайностей, а сложное пространство для активного творчества и участия каждой души в бесконечной игре судьбы.
Адекватный взгляд на выбор души
С учётом всего вышеизложенного, мы можем отказаться от некоторых заблуждений о природе поступков души и взглянуть на них под новым углом. Ранее мы могли оценивать действия души с позиции плотского, ограниченного взгляда, опираясь на рациональность и приписывая действиям легковесные метки "хорошо" и "плохо". Теперь же мы можем понять, что каждый выбор души — это ответ бесконечности на вопросы ограниченного и временного мира. Этот выбор одновременно является актом трансформации данного момента.
Зачем спорить с бесконечностью? Не лучше ли принять этот выбор со всем восхищением и уважением? В этом контексте находит своё объяснение вселенский закон уважения свободы воли, независимо от того, насколько глупым или разрушительным выбор может показаться. Даже Вселенная не осмеливается спорить с бесконечностью, так почему же мы должны осуждать других и противостоять божественной природе свободы воли человека?
Парадокс заключается в том, что этот призыв обращён к рациональной стороне личности, в то время как свобода воли с улыбкой наблюдает за этим из своего иррационального уголка психики. «Вести себя адекватно?» — спрашивает она. «Ну давай, поживем, посмотрим, насколько адекватно это будет.»
Свобода воли и генератор случайных чисел — в чем разница?
Многие из нас принимают за данность, что свобода воли и генератор случайных чисел — это совершенно разные вещи. Однако при более тщательном рассмотрении кажется, что генератор истинных случайных чисел является неотъемлемой частью того, что мы называем свободой воли. Неужели наш выбор, в конечном счете, ничем не отличается от чисел, выбрасываемых этим генератором? Или есть что-то глубже в нашем понимании и исполнении свободного выбора, что отличает нас от простой машины, выполняющей случайные команды?
Этот вопрос оставляет много места для размышлений. Я провел значительное время, размышляя об этой теме и изложил свои аргументы в данной статье. На текущий момент мне кажется, что я охватил все аспекты свободы воли. Однако я открыт к новым идеям и буду рад услышать ваши мнения. Может быть, вы видите что-то, что ускользнуло от моего внимания?