240,3K подписчиков

Любовь убивает – знаменитая история Жоржа Буланже

440 прочитали

...полковник Жорж Буланже в парижском свете. Ему ещё нет сорока - мужчина в самом расцвете сил, кавалер Почётного легиона, герой многих войн. Он прекрасно образован и хорош собой. Кстати, разведён. Такой человек не только воодушевлял солдат, но и производил фурор в высшем обществе. Женщин вокруг Буланже было не счесть. Но любил он только одну: Маргерит Боннемен. Их отношения проходили красной нитью через всю политическую деятельность Буланже, вплоть до трагической развязки... но не будем забегать вперёд.

Франция многие века не могла похвастаться политической стабильностью. Свержение королей и казни революционеров, имперские амбиции и реставрации старых династий, массовые беспорядки в Париже - как дожди в Лондоне. Но Третья Французская республика, существовавшая с 1870 по 1940 года - это уж совсем разброд и шатание.

Кто только не участвовал в грызне за власть над Францией в конце XIX века! Республиканцы судорожно цеплялись за бразды правления, клерикалы и монархисты точили зубы друг на друга, где-то в сторонке поднималось националистическое движение. Его-то и возглавил наш герой.

Жорж Буланже
Жорж Буланже

Жорж Буланже являл собой просто-таки литературный, почти мэрисюшный образ генерала. Нет, не так - Генерала! Военная карьера его складывалась прекрасно: кампании в Африке, Италии, Индии, упорное сопротивление пруссакам - да, не везде французы достигали успеха, но Буланже делал всё, что мог.

Буланже восхищались, и неудивительно, что националисты хотели видеть в боевом генерале лидера реваншистских движений. Потеря территорий в ходе последней войны с немцами не устраивала многих. Как и республиканцы у власти. Во Франции зрела очередная революция, на этот раз не с лозунгами о свободе, равенстве и братстве, а под эгидой сурового милитаризма.

Ничего не напоминает? Да, из Буланже вышел бы отличный Адольф Гитлер. Сам он, правда, был не слишком в восторге от роста собственного политического веса.

1886 год, Буланже - военный министр Франции. Он проводит смелые реформы армии, как организационные, так и технические. Его занимают вопросы подготовки Франции к возможной войне, да любовь с Боннемен, но покоя министру политические партии давать не хотят. Одни давят на него, опасаясь революции. Другие требуют её скорее возглавить. Генерал всячески старался лавировать между националистами и монархистами, которые тянули его в разные стороны, и пытались использовать в качестве разменной монеты.

В конце концов, ситуация дошла до критической. Роялисты уже готовы были совершить переворот, привезя из Лондона и возведя на реставрированный престол Луи-Филиппа, потомка Бурбонов. Буланже уговаривали участвовать в качестве лидера силовиков, обещая: что вы, мон женераль, это будет та же республика, только лучше... и вы сможете вернуть должок проклятым немцам! Соглашайтесь!

Меж тем, политические противники использовали отношения с Боннемен против Буланже: его очередную отлучку со службы в Париж, с целью встречи с любимой, обставляют как грубое нарушение дисциплины. Буланже арестовали, но это дало лишь обратный эффект: его популярность многократно усилилась. Этот локомотив было уже не остановить, судьба сама собой несла генерала к власти, хоть он тому всеми силами противился.

Жоржа Буланже освободили, он выиграл выборы 1889 года, став депутатом, но ситуация становилась всё хуже. Республиканцы продолжали борьбу с движением, уже получившим название "буланжизм". Начались первые беспорядки в столице, полиция проводила рейды по места сбора сторонников генерала. Становилось ясно, что скоро последует новый арест, и на этот раз - уже не для острастки.

Боевой генерал трусом не был, и бежать с поля битвы не собирался уже из принципа. Но многие друзья уговаривали так и поступить, а особенно уговаривала госпожа Боннемен, очень за него боявшаяся. В конце концов, Буланже, скрепя сердце, всё же согласился.

Генералу не были нужны ни власть во Франции, ни реванш Германии, ни Луи-Филипп, ни роялисты с националистами. В 1889 году человек, которого боялась половина французской политической элиты, и желала видеть во главе революции другая, окончательно бросил всё ради любимой женщины, и тайно бежал в нею из Парижа. Даже друзья не сразу узнали, куда Буланже и Боннемен направились.

А направились они в Брюссель, где счастливо прожили до 1891 года. Маргерит Боннемен уже была нездорова, и в июле того же года скончалась. Буланже распорядился выбить на её надгробии надпись "До скорого", и в этих словах душой не покривил.

30 сентября 1891 года, приведя в порядок дела, славный генерал застрелился у надгробия любимой. В завещании о велел похоронить его в той же могиле, а эпитафию дополнить словами: "Неужели я смог прожить два с половиной месяца без тебя?"

...полковник Жорж Буланже в парижском свете. Ему ещё нет сорока - мужчина в самом расцвете сил, кавалер Почётного легиона, герой многих войн. Он прекрасно образован и хорош собой. Кстати, разведён.-2

Вот такая история. Третья Французская республика не рухнет из-за деятельности монархистов. Она простоит до прихода солдат Вермахта: не зря националисты опасались немцев... но кого это волнует, когда тут такая любовь?

Буланже мог возглавить переворот, мог захватить власть, мог начать новую войну, и кто знает - возможно, выиграть. Мог подтвердить тезис о том, что революция пожирает своих детей, или опровергнуть его. Но ему всё это было не нужно: великой исторической роли Жорж Буланже предпочёл в критический момент любовь всей своей жизни.

Красиво, что уж. Воевал, дрался на дуэлях, любил, и ушёл с достоинством. Что бы он сказал в итоге? Наверное, как Эдит Пиаф:
non je ne regrette rien!

Grand Orient