Найти тему
Сценарист.ру

Почему дети смотрят кино

Повод для статьи
Повод для статьи

Автор: Вячеслав Киреев

Сформулируем вопрос: Почему дети смотрят (а взрослые снимают) кино о розовых пони, а не об актуальных для них (для детей) проблемах?

Для начала разделим детское кино с учётом такого фактора как аудитория. Есть детские фильмы для взрослых, есть семейное кино, а есть кино детское, то есть для детей.

Детские фильмы для взрослых следует писать так: «Детские» фильмы для взрослых. Это фильмы двух типов:

1) Социальное кино. То есть, главные герои фильма — дети, но речь там не столько о детских проблемах, сколько о проблемах страны, общества, семьи и адресованы такие фильмы в первую очередь взрослой аудитории.

2) Мультики для взрослых — условная категория, при которой в нарочито детской форме подачи материала подаются вполне себе взрослые идеи и сюжеты. Это могут быть и мультики и спектакли, фильмы или что-то ещё. Примером может служить спектакль «Божественная комедия» кукольного театра Образцова или фильм «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён».

-2

Семейное кино — это кино выходного дня, когда на фильм / мультфильм можно сходить всей семьёй и всем присутствующим это будет интересно, потому что в изначально детский сюжет с детской подачей материала вплетены элементы, адресованные взрослой аудитории, но не включающие социальную проблематику.

Детское кино про розовых пони. Эти фильмы / мультфильмы адресованы детям, но детям разным, в зависимости от возрастной категории.

Взрослое и семейное кино мы обсуждать не будем, с ними всё понятно, перейдём сразу к фильмам для детей.

В зависимости от возраста, восприятие кино разнится. До 5 лет дети воспринимают любую фантастику как реальность. Например, вы можете читать ребёнку сказку про колобка, которого в конце съели, а в конце сказки вынуть из кармана игрушку-колобка и сказать, что на самом деле колобок спрятался в карман и никто его не съел, и ребёнок вам искренне поверит. До 5 лет (примерно) детей можно обманывать как угодно, рассказывать им любые сказки, в реальности которых ребёнок ни секунды не будет сомневаться.

Так что если ребёнок смотрит мультики про розовых пони, он уверен, что они существуют в реальности, только живут они где-то в другом месте. Игры для детей в этом возрасте — это проекция настоящей жизни, таким образом они учатся жить, строить социальные связи и решать проблемы.

Однако, реальная реальность для ребёнка может выглядеть (и обычно выглядит) как-то иначе. Дети копируют поведение взрослых из своего близкого социального окружения. Вольное или невольное копирование поведения и привычек своих родителей отражается на поведении детей, поэтому в детском саду или в школе всегда можно вычислить детей с проблемами в семье. Посмотрите в зеркало — у вас гарантированно до сих пор сохранились некоторые поведенческие черты ваших родителей.

Погружаясь в медийную реальность, дети так же копируют поведение любимых героев и переносят их в свою жизнь. В Советском Союзе этот воспитательный аспект учитывался, поэтому детские фильмы / книги имели существенный воспитательный посыл, типа: нужно помогать старикам, быть добрым, вежливым, не обманывать, не совершать плохих поступков и тп.

Например, старшее поколение наверняка вспомнит «Тимура и его команду» Аркадия Гайдара. Пионерам в те времена было за счастье подражать персонажам этой книги / фильма. Да, сейчас много чисто развлекательной продукции, не несущей воспитательного посыла. Например, мультики «Том и Джерри» в момент их первого появления на экранах нашей страны очень сильно возмущали взрослых своей бессмысленной жестокостью, глупостью и бесполезностью, однако современные «Смешарики» уже последовательно воспитывают детей, закладывая в каждый сюжет воспитательные элементы.

Принято считать, что при просмотре фильма зритель идентифицирует себя с главным героем, таким образом он вовлекается в просмотр и вместе с героем переживает все перипетии сюжета. Это наиболее характерно для детей старшего возраста, включая подростковый период. Детям хочется быть таким же умным, смелым, находчивым, сильным как главный герой, хочется в реальности пережить такие же приключения. Зритель погружается в историю чтобы пережить те чувства и эмоции, которые не доступны ему в мире реальном.

Но как выглядит ситуация с героями фантастическими, такими, например, как Шрек? Зритель не чудовище, он не может идентифицировать себя с зелёным монстром. Суть в том, что поведение каких бы то ни было монстров имитирует поведение настоящих людей, ведь у монстров такие же проблемы, как и у настоящих людей и приключения у них очень похожи на настоящие. Здесь зритель погружается в мир фантазий чтобы уйти от проблем реальных. Шрек ужасен, он одинок, у него нет друзей, живёт на болоте (я тоже урод, живу в коммуналке и изгой в своём классе), но Шрек совершает подвиг и женится на красавице (значит и я не безнадёжен, нужно только подвиг совершить и у меня всё будет).

Когда снаружи ребёнок имеет «Жри что дают!», то при просмотре мультиков про розовых пони он переживает недоступные ему чувства, погружается в мир фантазий и живёт ими чтобы избежать / компенсировать ужасы реальной жизни. Именно поэтому у детей и возникают невидимые друзья и любимые игрушки. Маленькие дети никогда не будут смотреть фильмы/мультики про детей несчастных, они всегда будут смотреть кино про розовых пони или отважных героев.

По-другому просто не бывает.

Удачи!