Найти в Дзене

Несносный характер Нестора Петровича. Роковая дата, нищета и молодая содержанка.

Михаил Кононов (25.04.1940 – 16.07.2007. 67 лет) с его юношеской внешностью и очаровательным детским выражением лица на экране изображал вечных мальчишек - идеалистических, добрых, наивных, которые способны в трудный момент быть настоящими героями, исключительно положительными.

Звездой Михаила сделала роль нелепого молодого учителя, символ чести и достоинства. Но Кононов был далек от героя, которого он создал на экране. Об его невыносимом характере, неуравновешенной психике слагаются легенды, а свои комплексы он запивал беленькой. Это был очень сложноустроенный человек.

На экране был солнечный, наивный, светлый. В реальной жизни ярких, ясных лучей он практически не ощущал. Радости было совсем немного.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/198002/pub_60f710c2e4a4161e34a2c5ee_60f7142ae4a4161e34ac584d/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/198002/pub_60f710c2e4a4161e34a2c5ee_60f7142ae4a4161e34ac584d/scale_1200

Михаил Кононов родился в предвоенной Москве 1940 года. Мать, Мария Владимировна, работала поваром. Отец в гостинице – швейцаром. Ютились в крохотной комнатушке – чулане.

Военное время они переждали в городе Кемерове, жили у родственников.

Отца рано не стало, Михаил о нем почти не вспоминал.

Мама с сыном жили бедно. Миша был очень ласковым ребенком. Маме же такая нежность мальчугана была чужда. По-настоящему деревенская женщина нежности не любила и сына ими не баловала.

«Матушка при жизни все выговаривала мне: «Ох, тяжко тебе будет в жизни. Доброта твоя хуже воровства». Да, мама. Да! Поговорка: «Предан, как собака. Ласков, как щенок – это мой крест!» - из воспоминаний Михаила Конова.

Перед мамой он всё время чувствовал себя виноватым. Хотел быть любим, но женщина была сурова.

Такое материнское недовольство добросердечностью сына, сделает из Михаила жестокого, холодного хама и грубияна, который поставит бетонный барьер между собой и миром.

В Детстве Миша был звездой самодеятельности и после школы легко поступил в Училище имени Щепкина. На одном курсе с Кононовым учился Соломин и Даль. С Олегом Далем они сдружились: оба закрытые, замкнутые, живущие в собственном мире. Оба талантливые, обаятельные, но у обоих мужчин безумные комплексы несовершенства, несносный характер, оголенная нервная система.

Их сплотила не только любовь к кино, театру, искусству, но и рюмка. Всю ночь двое мужчин могли просидеть на кухне за чаркой пьянящего напитка, ведя возвышенные разговоры.

На службу Кононова приняли в Малый театр. Подавал большие надежды, но актер вел себя самонадеянно и нахально, позволял себе спорить с режиссером.

«Паузы вы делаете слишком большие и переигрываете», - сказал он именитому режиссеру.

Театр с ним попрощался.

Частая смена настроения Михаила многих пугала. Он мог быть собранным, в другой момент открытым, смеющемся и вдруг неожиданная злость.

Веселая, легкая, смешная, задорная комедия «Большая Перемена» стала для режиссера настоящим испытанием. Кононов все время с ним конфликтовал, называл сценарий бездарным, переписывал диалоги и целые страницы сценария, скандалили с другими артистами, объявлял им бойкот. В успех фильма он не верил.

Пройдет время, и режиссеры станут отказываться от Кононова, признавая его талант, они будут искренне бояться его злого, непредсказуемого характера.

Когда в стране началась перестройка, актер остался одним из первых без работы. А в 90е совсем обнищал.

«Волна самодеятельности захлестнула экраны кинотеатров и особенно телевидение. С моей жесткой школой театрального училища имени Щепкина и в привередливом характере в выборе сценариев и режиссеров, было стыдно участвовать в подделках непрофессионалов» - Из воспоминаний Михаила Кононова.

Роли предлагали, но Михаил от них отказывался, считая ниже собственного достоинства играть в низкопробных фильмах и даже нехватка денег не заставила его изменить свое решение. Он решил, что уж лучше голодать..

"Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области "ужастиков"! Настолько все непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых. На одной кинопробе я даже разрыдался. Все подумали, что я рыдал, "входя в образ", а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего телевидения" – из воспоминаний Михаила Кононова.

С женой. https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4361269/pub_62c42eeb2d1a1442896bcf27_62c6b1ba67128a3c1f86ba87/scale_1200
С женой. https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4361269/pub_62c42eeb2d1a1442896bcf27_62c6b1ba67128a3c1f86ba87/scale_1200

Роковые события в судьбе Михаила Кононова происходили в день рождения артиста.

«Я родился 25 апреля 1940 года. Аль Пачино родился в этот же день и в этом же году. Если приехать к нему в гости и посмотреть, как живет он и сравнить с моим существованием, то получится дистанция огромного размера» - Михаил Кононов.

Свою будущею жену он встретил в общей компании, к тому времени Михаил был известным артистом.

Женился актер в свой день рождение. 25 апреля 1969 года. Спортсменка, комсомолка, красавица, модель - Наталья Павловна.

Но Марии Владимировне невестка пришлась не по вкусу.

Первое время молодые жили в одной квартире с матерью Михаила, отношения невестки и снохи были невыносимы. Мария Владимировна была недовольна женой сына, ставила его перед выбором, кто ему важнее мать или девица. Жену сына категорически не принимала, как Наталья не пыталась подружиться с родительницей супруга: покупала дорогие подарки, пышные букеты, ничего не выходило.

Молодоженов спасали киносъемки, в которых участвовал Михаил. Жена ездила вместе с мужем, сбегая от вечно недовольной, сварливой свекрови.

Однажды Мария Владимировна так рассердилась на Наталью и Михаила, что устроила им бойкот и не разговаривала с ними более двух лет.

В день своего тридцатилетия Михаил решил примириться с матерью. Михаил постучался в дверь комнаты, в которой жила Мария Владимировна, чтобы позвать её к праздничному столу. Женщина не открывала, не отвечала на попытки сына войти и побеседовать по Душам. Испугавшись долгого молчания Кононов выломал дверь и обнаружил мать на полу, в руках она держала банку с отравой от грызунов. Спасти женщину не удалось.

Самоубийство висело тяжким грузом на груди актера, оно оставило жирный след в душе Михаила навсегда. С этого момента он стал еще более замкнут и нелюдим. Характер окончательно огрубел.

Перестал к себе подпускать людей, когда в столовой он садился за стол, то не разрешал к нему подсаживаться, всех грубо отгоняя, ограждая себя от общения.

От болезненных воспоминаний он спасался работой, в которую уходил с головой, заполняя съемками каждую секунду своей жизни.

Домой он приходил весь на нервах. Жена привыкла к постоянным скандалам и срывам мужа по пустякам, к вспышкам ярости, необъяснимой агрессии, тирании.

И Наталья решила, что спасти мужа от злости сможет, став ему другом, начав с ним делить одну бутылку на двоих.

Долгие годы Наталья терпела от супруга не только агрессию, но и измены, которые он даже не думал скрывать от супруги.

От детей он тоже отказывался. Боялся дурной наследственности. Мать Михала несколько раз была пациентом психбольницы. Это его бесконечно пугало.

Обо всем этом Наталья поведает журналистам после смерти супруга.

Супруги в старости https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5231890/pub_62c42eeb2d1a1442896bcf27_62c6b310de618606388e33e1/scale_1200
Супруги в старости https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5231890/pub_62c42eeb2d1a1442896bcf27_62c6b310de618606388e33e1/scale_1200

В 97 году Михаил Кононов вместе с женой уехал в деревню.

Жили они в доме, который практически разваливался. Вода в колонке, топить приходилось дровами, зимней стужей, тепло выветривалось моментально. Актер, который умел только играть роли и не держал в руках даже гвоздя был в отчаянии.

Время от времени, когда нужда совсем становилась тяжкой, выходил на трассу и продавал овощи из огорода.

Жена капала огород, колола дрова, а он в глуши писал сценарий. А потом ехал в Москву, предлагал режиссерам снять фильм. В коридорах Мосфильма его встречали в потрепанной одежде.

Главная героиня сценария Михаила Кононова подверглась надругательству, а потом мстила своим обидчикам.

Пройдет время, и он встретит героиню - прототип истории, которую он написал.

«Когда она рассказывала свою биографию, на меня повеяло неким сатанизмом. Уж очень много из её истории совпадало с моим представлением о семейном положении драмы героини сценария». - Из воспоминаний Кононова.

Кононову обещали выделить сцену для постановки пьесы. Артист стал искать актрис, и однажды на пробы пришла маленькая, худенькая барышня. Она поведала о своей несчастной судьбе. Общая печаль их объединила.

Кононов проникся сочувствием к бедной девушке. Перед ним стояла юная прелестница с еще более несчастной судьбой, чем у самого актера.

Ей 18, ему 54.

Кононов и Маргарита. https://images.uznayvse.ru/1600x1200/p/images/content/2023/7/12/mikhail-kononovs-last-love-rita_12.jpg
Кононов и Маргарита. https://images.uznayvse.ru/1600x1200/p/images/content/2023/7/12/mikhail-kononovs-last-love-rita_12.jpg

Актер взял над Маргаритой шествие. Помог получить ей маленькую комнатку в общежитие.

Девушка стала его навязчивой идеей.

«Мы часто ездили в деревню, где моя жена Наталья готовила для «Малышки» любимые салаты, пекла пирожки, которые девица, бывало, таскала в Москву... Потом я выпросил у лужковской команды маленькую квартирку в Останкине. Квартира была с перегородкой, получалось как бы две комнаты» - Из воспоминаний Кононова

«Прошло пять лет. Девица-красавица сыта, обута, одета. Вся торговая Москва удивлялась, как придирчиво я ей выбирал одежду, чтобы прикрыть природные недостатки» - из воспоминаний Кононова.

Супруге Наталье Кононовой эта ситуация была невыносима. Она чувствовала, как низко пала. Моральная грязь её убивала.

Жена терпела от странного мужа все нелепые, яростные, недостойные выходки, делила с ним нищету. Горстями пила успокоительное.

«Девица-красавица» требовала развестись. Но Кононов не соглашался. Тогда, она стала настаивать, чтобы он подарил ей Московскую квартиру, как компенсацию за отданные пожилому мужчине годы.

Но и на это он не шел. Был договор, что Марина возьмет опеку над пожилым актером, позже оказалось, Кононов подписал вместо одного договора, поддельный - на ренту квартиры.

Позже Наталье Павловне удалось выиграть дело и вернуть право собственности на жилье.

«Мой верный друг Галина Романова устроила «Малышку» в «жирную» фирму. Она «подружилась» с директором и стала получать доллары. Вот тут-то и произошло резкое изменение в ее поведении и характере. У меня украли документы на квартиру…..

Мой палач поджидал меня в моей квартирке и как из брандспойта сильной струей облил всего жидким газом. Чтоб покуражиться своей безнаказанностью, дружок моей красавицы прижигал мне сигаретами руки, потом оставил открытым балкон, чтобы меня продуло и… воспаление легких» - из воспоминаний Кононова.

Кононов долго лежал больнице в тяжёлом состоянии.

Начались постоянные сердечные приступы.

За год до кончины его пригласили снятся в фильме, который он посчитал достойным. Актер был счастлив.

Последнее время он редко бывал на публике. От ясного миловидного лица ничего не осталось. Он был неузнаваем: потемневший, почерневший, сильно состарившийся.

Кононов под конец своей жизни написал автобиографическую книгу, но издательства отказывались печатать её за свой счет. То единственное печатное издание, которое решило помочь знаменитому актеру, разорилось.

Всю жизнь он страдал от душевной боли, ее в душевной организации актера было очень много.

Умер Кононов в больничной палате. Врачи две недели боролись за жизнь актера, но здоровье было слишком скверным.

После смерти супруга Наталья трижды лечилась в психлечебницах об этом она честно рассказала журналистом в одном из интервью.