Совсем недавно была закончена реставрация очень редкого и интересного экспоната, приобретенного для коллекции Веломузея еще в далеком 2012-м. Это ранний «безопасный» велосипед, изготовленный всемирно-известной французской компанией Peugeot в 1890 или 1891 году.
Эта машина представляет большой интерес, как сама по себе, из-за редкости и необычности конструкции, так и в контексте коллекции Веломузея. Дело в том, что благодаря стечению благоприятных обстоятельств в ней представлена линейка моделей Peugeot рубежа 1880-1890-х годов - практически «погодовка», как говорят нумизматы – по которой зримо и очень наглядно видно направление движения конструкторской мысли в развитии нового для индустрии типа «безопасного» велосипеда. От первых экземпляров с крестообразной рамой и подвесной кареткой, с креплением передней вилки «на иглу», через появление рулевого управления на шарикоподшипниках до внедрения первых рам замкнутой формы. Путь выработки классического типа велосипеда, развитие которого мы видим и в наши дни, был очень тернист, изобиловал пробами, ошибками и конструкторскими озарениями, что наглядно можно наблюдать на экземплярах из коллекции Веломузея.
Посмотрите обзор более раннего "Пежо" 1889 года с крестообразной рамой:
А здесь можно прочитать про ранние "безопасные" велосипеды конца 1880-х - начала 1890-х годов других производителей и поразиться разнообразию их конструкций:
Представленный велосипед был изготовлен компанией Peugeot Freres (Братья Пежо) в Париже на рубеже 1890-91 годов. Эта тяжелая дорожная машина была рассчитана на езду по любым типам тогдашних дорог – от грунтовок до булыжных мостовых. Велосипед имеет замкнутую паяную трубчатую раму без подседельной трубы; вилка и руль вращаются на шарикоподшипниках. Каретка выполнена отдельным узлом и подвешивается к раме на оси. Перемещением каретки регулируется натяжение цепи.
Велосипед имеет некоторые рудиментарные конструктивные решения, доставшиеся от высококолесных "пауков" (пенни-фартингов) - это шатуны с изменяемым положением педалей и спицы без ниппелей, вкручивающиеся непосредственно в тело втулки. Также характерна для "пауков" радиальная спицовка колес, на поздних велосипедах вытесненная более совершенной, тангентной.
Колесные втулки, также как педали и вал каретки, вращаются на шариковых подшипниках. С ведущей на ведомою звездочку вращение передается посредством блоковой цепи. Передача фиксированная, то есть свободного ходя нет; для отдыха ног при движении накатом на передней вилке имеются массивные подножки – это характерное техническое решение для аппаратов этого периода. Машина укомплектована массивными резиновыми шинами и грязевыми щитками.
Я приобрел этот велосипед в 2012 году во Франции, в курортном горном городке Ле-Мон-Дор департамента Овернь у подножья Центрального горного массива. Приобретение получилось благодаря полу-случайному знакомству с французским коллекционером, состоявшемуся в Интернете. Содержательное общение на исторические темы продолжилось приглашением меня в гости для осмотра коллекции, а в результате мы стали хорошими приятелями, и я купил у него несколько интересных экземпляров для Веломузея. Машина оказалась практически комплектной, но скверно покрашенной какой-то мерзкой краской прямо поверх ржавчины. Когда я привез будущий экспонат в Москву, обнаружилось еще несколько сложных для реставрации моментов, я его отложил и велосипеду пришлось ждать восстановления долгих 12 лет.
И вот весной 2024 года у меня все же дошли до него руки и начался процесс реставрации. Для начала я с большим трудом его разобрал – почему-то все резьбовые соединения намертво заржавели и пришлось их отмачивать, а потом греть газом, чтобы раскрутить. Напластования краски совершенно не поддавались послойному снятию, и я уже было затосковал, так как надеялся обнаружить под ними слой первоначальной фабричной окраски, но исследование снятых элементов рамы и вилки показало, что велосипед изначально был полностью отникелирован. Таким образом декорировали дорогие модели или машины по заказам будущих владельцев. Поскольку полностью переникелировывать велосипед не входило в мои планы, (как знают мои постоянные читатели, я не жалую «тотальную» реставрацию и стремлюсь сохранять аутентичный сохранный вид экспонатов), я решил полностью очистить до голого металла или остатков слоя никеля весь велосипед посредством аквабластинга, а потом покрыть его защитным лаком. Общий вид машины должен быть очень схожим с первоначальным. Две недели я возился с очисткой напластований краски и ржавчины, пока не справился с этой задачей. Затем были: рихтовка колес и труб рамы, восстановление крепежа, замена шарикоподшипников, изготовление нескольких осей, восстановление покрышки седла и многие другие работы. Резиновый шнур для изготовления шин удалось найти аж в Екатеринбурге. ;-)
Долго ли, коротко ли – но велосипед был все же закончен, и теперь я могу вам его продемонстрировать. Машина реально тяжелая – весит около 30 кг. Если использовать пустотелый резиновый шнур, аналогичный шинам типа «Кушен», можно сэкономить примерно килограмма полтора-два. Такой вес был вполне обычен для дорожных велосипедов того времени. Впрочем, существовали и гоночные версии на узеньких колесах, весящие намного меньше, но… разваливающиеся на части при первой же поездке по обычным французским, (и не только французским), дорогам.
Для фотосъемки велосипед был оснащен английским керосиновым фонарем «King of the Road» фирмы Joseph Lucas & Son, соответствующим велосипеду по датировке.
В Российской Империи велосипеды Peugeot Freres в начале 1890-х годов были не очень распространены, так как отечественный рынок практически целиком был освоен английскими производителями. Однако, в России все же насчитывалось несколько торговых заведений, представлявших в своем ассортименте и французские «Пежо». К началу ХХ века велосипеды этой марки в нашей стране стали уже очень популярными и пользовались большим успехом.