17,7K подписчиков

Что такое профессиональное отношение к музыке?

Отец Рихарда Штрауса, Франц Штраус (1822 - 1905) был валторнистом в Баварской придворной опере — фактически, он был её главным валторнистом более 40 лет. Он также был разносторонне одарённым музыкантом: виртуозным валторнистом, способным играть на гитаре, кларнете и альте, а также композитором, педагогом и дирижёром.

Фото Julio Rionaldo на Unsplash.
Фото Julio Rionaldo на Unsplash.

И он был желчным, раздражительным человеком. У него было трудное начало жизни, а его первая жена и дочь умерли от холеры в 1854 году, когда ему было чуть за 30. Девять лет спустя он женился на своей второй жене Джозефине, и у них родилось двое детей, Рихард и Берта.

Судя по всему, Франц был довольно грубым отцом и мужем, не отличавшимся теплотой и добротой. Он любил музыку, но у него были свои симпатии и антипатии. Он почитал Моцарта и думал, что Гайдн, Бетховен и Шуберт были настолько хороши, насколько это вообще возможно в музыке.

Он не фанатом большей части музыки, выходившей при его жизни. Ему особенно не нравился Вагнер, и как композитор, и как человек (справедливости ради, он встречался с Вагнером, что, вероятно, «не помогло»), а когда его сын Рихард начал сочинять и проявил признаки вагнеровского влияния, Франц этого не одобрил.

Франц настолько не любил Вагнера, что, когда на концерте в 1883 году было объявлено, что Вагнер скончался накануне вечером, и весь оркестр встал, чтобы молча почтить его память, Франц Штраус остался сидеть. Такое поведение сходило ему с рук потому, что его вторая жена происходила из богатой семьи, и он был финансово независим.

Однако Франц Штраус был профессионалом. Хотя ему очень не нравилась музыка Вагнера, он часами отрабатывал сложные партии валторны в операх Вагнера, чтобы сыграть их настолько хорошо, насколько это возможно — что в результате было намного лучше, чем это удавалось большинству людей. Сам Вагнер заметил это и сказал: «Штраус — отвратительный парень, но когда он дует в свой рожок, на него нельзя дуться». Штраус всегда приходил на репетицию на час раньше, чтобы подольше потренироваться.

Почему? Если Франц Штраус действительно так сильно ненавидел музыку Вагнера, почему у него не хватало смелости отстаивать свои убеждения и отказываться играть её? Мы восхищаемся честностью в артистах, верно? Был ли Франц Штраус просто халтурщиком, который пришёл и выступил, потому что это была его работа?

Как мы знаем, Францу Штраусу была не слишком нужна его зарплата. Он принял сторону в одной из крупнейших культурных войн своего времени, и когда дело дошло до публичных жестов в этой культурной войне, он занял свою позицию и отказался делать пустой жест, чтобы выразить уважение, которого он не чувствовал.

Но когда дело касалось музыки — там он поклонялся чему-то более великому, чем его собственные симпатии и антипатии. Даже если ему и не нравилась музыка Вагнера, то будь он проклят, если оскорбит музыку в целом, играя эту конкретную музыку как-то иначе, чем со всем мастерством и самоотдачей, на которые он только способен. Это отношение профессионала.

По материалам публикации Alex Johnston (англ.), который представился как «писатель, редактор, отец, ирландец, музыкант и иммигрант».