Найти тему
Сова пишет

Фильм Limitless «Области тьмы». Гениальность – ресурс, путь к свободе или то, что толкает к гибели?

Эдди за написанием книги «Области тьмы»
Эдди за написанием книги «Области тьмы»

Речь пойдёт о фильме «Области тьмы» 2011-го года. Это один из фильмов, который я пересматриваю с удовольствием. Многим моим знакомым он тоже нравится.

В руки главного героя попадает ноотроп: нейрометаболический стимулятор - синтетическое вещество в виде таблетки под названием NZT-48, которое даёт эффект «временной гениальности», но медленно убивает организм потребителя, если приём препарата прекращается.

Фильм настолько хорош, что при всей понятности сюжета я с удовольствием захотела его обсудить. И тут меня ждал облом. «Области тьмы» так и остались для общего понимания «областями тьмы». С кем бы я ни говорила, фильм, оказывается, сводился человеком к такой морали: «Скушай наркотик, перехитри наркотик и, может, тебе повезет». Я слушаю и думаю: что за ахинея? Во-первых, наркотики так не работают, их нельзя перехитрить. Ими либо травятся, либо подсаживаются и травятся уже до смерти (Шаманскую культуру здесь я не рассматриваю. Судя по тому, что я видела в открытых ресурсах, современному обывателю о ней считай почти ничего не известно. Поэтому, прикрываясь ей, наркоманы больше напоминают мартышку из басни И. А. Крылова «Мартышка и Очки», которая, получив инструмент, так и не поняла, как им пользоваться.)

Во-вторых, фильм в основном не про это. Экспериментальная ноотроп-таблетка — как прозрачная обёртка для сюжета, через которую идёт очевидный посыл о том, как важно в любой ситуации грамотно пользоваться своими ресурсами, даже временными и как важно ставить для себя действительно актуальные цели.

В данном случае «временная гениальность» - это потенциал, которым персонаж воспользовался с наибольшей пользой. К примеру, в отличие от главного героя произведения «Цветы для Элджернона» - Чарли Гордона. Но у того было отставание в эмоциональном интеллекте, неоконченное моральное и социальное становление (в состоянии гениальности), плюс не такое разнообразие и доступность ресурсов, как в наше время. К своим новым возможностям он совсем не был готов ещё потому что изначально такой цели как «гениальность» не стояло. В довершении всего Чарли был обречён, так как в эксперименте над его мозгом другими учёными уже была допущена ошибка и Чарли её вывел, но большего сделать не успел. А у Эдди (главного героя фильма «Области Тьмы»), была возможность отодвинуть регресс и продолжить работу над препаратом, успев пожать свои плоды.

-2

И на примере окружающих персонажа людей, получивших тот же ресурс, хорошо видно, насколько Эдди грамотно распорядился им. Другим при доступности препарата это не позволил сделать страх, слепая жажда наживы и власти, низкая осознанность либо её отсутствие и т. д. Не каждый человек имел мудрость воспользоваться таким ресурсом, а он существенен настолько, что те, кто не смог его грамотно применить, теряли то, что уже имели: здоровье, свободу или жизнь. Регресс после потери гениальности забрал у людей ресурса больше, чем дала сама гениальность.

И это серьёзная плата, намного более существенная, чем просто «зарывание таланта». Но тем не менее Эдди готов платить такую цену в кредит – с риском, но с шансом уравнять баланс. Благодаря этому же полученному ресурсу он способен сделать «плату» для себя приемлемой. Например, с помощью ума заработать денег на бирже, вложиться и создать версию более безопасного и перманентного препарата, но оставить видимость своей зависимости от старых таблеток, чтобы враги не сосредотачивались на других компроматах. Это чувство риска нормально для всех, кто занимается политикой или большими деньгами.

Но сам по себе ресурс «гениальность» имеет и без всяких препаратов высокую плату. И здесь не всегда есть выбор. По статистике, многие гениальные люди сами по себе к 40 годам регрессируют до уровня обычного обывателя, потому что ставят приоритетную цель «стать нормальным» и не привлекать лишнего внимания, чтобы сохранить личное пространство и общение с друзьями. Либо такие люди погружаются в отшельничество.

При развитой социализации цена сосредоточения для обывателя труднодоступна: требуется колоссальная сила воли. Для гения же часто наоборот: для него сосредоточение не требует таких усилий, но приходится жертвовать, осознанно или нет, развитием в других сферах, от чего чаще всего страдает как раз социализация.

Из этого происходит вычурный в медиа архетип учёного – немного ненормального, себе на уме отшельника, говорящего непонятным языком терминов, за скоростью мысли которого сложно уследить, но при этом настолько плодовитого на инновационные идеи и вещи, что он кажется волшебником. Или даже для кого-то богом, непостижимой силой. Такой человек никогда не сможет быть понят, это как пешеходу соревноваться в скорости с мотоциклистом. Но не только отчуждение один из существенных минусов такого бытия.

Плата за талант (легко дающееся обучение какому-то умению) часто не так заметна, потому что компенсируется вариативностью, т. е. выбором. Мы можем платить своей самореализацией, высокими шансами на успех в какой-либо другой области или тем же своим выбором. Та же плата есть, когда мы реализуем талант – выбираем заниматься чем-то определённым, отодвигая остальное. Но в этом фильме выдержана конкретика исполнения своих запросов: на свободу, сохранение ресурса, здоровье, деньги и власть. Первое является целью, в то время как всё остальное лишь необходимыми ресурсами для достижения и удержания цели.

Именно «свобода» - центральная тема фильма и цель протагониста. Глянем даже на оригинальное название «Limitless» - безграничный, неограниченный, беспрепятственный. Если посмотрите синонимы к слову «свобода», то увидите, что понятие «Limitless» отражает один из её аспектов. Помимо этого, в словаре синонимов русского языка Е. Александрова 2011 г. можно встретить ещё такие синонимы, как "натуральность" и "естественность" – это почти отсылка к диалогу Эдди с его девушкой:

- Это не настоящий ты.

- Нет. Такой я и есть настоящий!

Как показывает история человечества, свобода для человека важна не меньше, чем безопасность внутри своих стен. Это необходимость для существования здорового человеческого сознания.

И способность не впадать в ментальный регресс – это важнейшая и грамотно поставленная задача, решение которой даёт свободу Эдди. Он преумножает и продлевает «гениальность» ради этой свободы.

В эту категорию входит и свобода от нищеты.

Говорят, нищета не порок, но Чарльз Диккенс («Рождественские повести») и Джордж Оруэлл («Дочь священника») уже с этим поспорили. Нищета человека приводит к пороку и к преступлениям против самого себя в первую очередь. Что и выходит из того, что в начале сюжета Эдди Моррей принимает на страх и риск синтетический препарат и попадает под его разрушительное влияние в качестве платы за получаемый не менее опасный ресурс в виде гениальности.

Почему в данном случае гениальность опасна? В течение фильма мы видим, что её можно использовать по-разному: как для созидания (написания книги), так и для разрушения (самозащита, убийство). Человек, который морально к этой гениальности не готов, не осознает, что получил, и в своём невежестве может навредить себе и другим. Или воспользуется ей в рамках своего искажённого мировоззрения. Вспомним гениальных маньяков и террористов в фильмах. Джон Крамер из франшизы «Пила», наблюдая за которым, невозможно отвести глаза от экрана даже пацифисту. Маньяк, считающий себя не убийцей, но судьёй, возвращающим плохих людей к осознанности и пониманию ценности жизни, по итогу начинает наказывать людей за уже практически незначительные провинности. За это франшизу считают «скатившейся», но по мне это хороший ход для сюжета в целом. Ведь Джон наказывал и своих, просто за то, что те помогали ему, и считал это так же проявлением высшей справедливости.

-3

К какому выводу придём? Банально ждёте фразы «повышайте осознанность»? Чёрта с два вы её повысите, если вам я об этом напишу, как и любой другой умник в интернете. Но могу как педагог дать совет – изучайте себя, прислушивайтесь к себе. Познавайте не только сильные стороны, но больше обратите внимания на свои слабости, ведь оперируя именно ими вы сможете взять настоящий контроль над собой, а не стоять и бояться, когда оно из-за угла выпрыгнет и обломает вам всё. В наших слабостях кроются наши потаённые потребности, которые не удовлетворяются. Возможно, что слабости окажутся вовсе и не слабостями, а ещё одним ресурсом для вашей мотивации и силы. Но вы об этом не узнаете, пока не перестанете открещиваться от них. Договорённость со слабостями, чтобы они не мешали и даже помогали, позволит переключиться на действительно нужные вещи.

Как получилось, что Эдди оказался готов к гениальности? Неспроста по задумке он именно писатель – это хороший пример профессии, где требуется разносторонне развитая личность, хорошо концентрирующаяся на наблюдении, усвоении и переваривании информации. Единственное, чего не хватало Эдди в его изначальном состоянии, — это сосредоточенности в структурировании выдаваемой информации, в ином случае, будучи гениальным или нет, книгу бы он не написал, а пошёл бы сразу играть на бирже, чтобы заработать денег. А у того, кто творит, потребность выражена острее всего в тех свойствах мозга, что даёт гениальность. Поэтому он готов был к ней, как к идеальному состоянию, к которому стремится любая творческая личность.

Каждый человек может развить свой талант до гениальности. Другое дело, что гениальность бывает очень разная. Начиная от того, как правильно лежать на кровати, до создания таких вещей, как БАК (Большой адронный коллайдер) и далее. Создайте себе условия, насколько это возможно, чтобы развивать свой талант до гениальности: найдите наставников, организуйте пространство и морально отгородитесь от хейтеров, которые неизменно появляются только там, где появляется что-то действительно превосходящее понимание, что не может оставить равнодушным. Гении стойко игнорируют всё, что им мешает, даже если их молотить кулаками по спине.

Осознайте, от чего вы настолько «болеете», что можете этим заниматься, прерываясь только на еду, прогулку и сон. Есть такое? Значит, это оно! Не бойтесь, если однажды «перегорит», значит, это не идеальное то, что вы искали, а возможно, это был только маленький компонент чего-то большого и целого.

-4