Найти в Дзене
Михаил Марков

Муром

В жаркую и солнечную субботу получилось доехать до Мурома. В Муроме я побывал во второй раз, в первый раз я тут был не так давно, в 2013 году. С тех пор город немного изменился, но главные достопримечательности остались такими же, почти без изменений. Изменения главным образом коснулись некоторых улиц в центре – самых «официальных», туристических и видовых.

Муром – один из древнейших русских городов, он старше Владимира. Всегда считал, что Муром – второй город в области после областного центра но он стоит за Ковровом, так что третий, Есть у него такая особенность – есть Муромский район, но Муром и район – две разные административные единицы, или образования, или как там сейчас все это называется в нашей безумной современной бюрократической машине. Муром прочно вошел в фольклор – и древнейший, и новейший. От «В славном городе во Муроме, во селе было Карачарове, сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын, сиднем сидел цело тридцать лет» и до «В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх: Воет воем, что твои упокойники, если есть там соловьи, то — разбойники».

От тех древних времен, увы, сохранились только название и местоположение города. Ну и память о каких-то событиях, конечно. Все современные достопримечательности города – из его более поздней истории. И это в первую очередь муромские монастыри. Монастырский Муром – это такой заповедник русского узорочья, особенно ансамбль двух соседствующих монастырей, Троицкого и Благовещенского. С них и начну рассказ. Благовещенский монастырь старше, основан в XVI веке Иваном Грозным, Троицкий – век спустя. Но свой архитектурный облик они обрели и хранят с XVII века, как раз с эпохи расцвета узорочья на Руси. Немного особняком в общем ансамбле стоит деревянная Сергиевская церковь (Троицкий монастырь). Но общая картина все равно не кажется эклектичной, а наоборот, все очень гармонично и душевно.

Троицкий монастырь приятно удивил одной сценой, которую повезло наблюдать у монастырских ворот. Охранник монастыря «исцелял» наглых побирушек-псевдобольных. Хотел бы привести тут известную цитату из сети «Вот что пендаль животворящий делает!», но нет – охранник исцелял исключительно словом.

А Благовещенский монастырь, несмотря на всю свою красоту и историю, больше всего запомнился своими «толкинскими» мотивами. Это исключительно мои личные ассоциации, у кого-то от посещения монастыря возникнут совсем другие мысли. Рядом со входом – довольно необычным, я бы сказал, смиряющим входящего, – находится маленькая кованная часовенка, а справа и слева от нее – два дерева. Или точнее, два Древа. Это я так сначала подумал, что эти деревья – что-то типа молодых приболевших каштанов, засохших на жгучем солнце и теперь «отливаемых» водой в надежде на спасение. Но это оказались не засохшие каштаны, а металлические скульптурные фонтаны, стоящие прямо на газоне. Такие вот два плачущих сухих Древа. Так оформлен монастырский некрополь, или то, что от него осталось. По мне, так это чистый Толкин со своим «Сильмариллионом». Толкинская тема только усилилась от вида засохшего дерева на ухоженной клумбе за главным собором монастыря - Благовещенским. И расположенная рядом модель ладьи в полный размер только закрепила у меня эти ассоциации.

-3

Монастырь живой, и хочется надеяться, монастырю удастся сохранить стену, выходящую на улицу Тимирязева и находящуюся в аварийном состоянии. Там нужные какие-то непростые инженерные решения для выправления заваливающейся стены – о «реконструкции по-современному», когда сносят старое и ставят новодел, «идентичный оригиналу», думать не хочется.

После посещения этих двух монастырей, монастырская тема продолжилась пешей прогулкой до Воскресенского монастыря – для этого пришлось перейти по пешеходному Штапскому мосту через Успенский овраг, пройти мимо заброшенного (по виду) стадиона «Илья Муромец» - и вот он, Воскресенский монастырь. Судя по всему, он работы по его восстановлению ведутся не так давно, но монастырь в очень хорошем, хоть и не идеальном, как другие муромские монастыри, состоянии. Нет, храмы, цветники, кельи – все в полном порядке. Но вот когда – или если – оформят смотровую площадку с видом на Оку – это будет просто полный восторг! Монастырь расположен на высоком холме на Окой, и этот холм уже частично расчищен от кустов и деревьев.

И еще один монастырь, оставленный напоследок моей прогулки по городу - Спасо-Преображенский. Так-то с него надо начинать рассказ о городе, но вот заехал в него под конец своей поездки, и им заканчиваю рассказ о муромских монастырях (но не о городе). Это один из древнейших монастырей на Руси, древнее его только Киево-Печерская Лавра. Его основал князь Глеб, сын Владимира-крестителя. Конечно, ничего с тех седых времен практически тысячелетней давности не сохранилось. Сам монастырь – в отличие от других муромских монастырей – не сплошное русское узорочье. Главный храм, Спасо-Преображенский, изначально Спасский, построен в XVI веке в византийских традициях. Монастырь большой, ухоженный, и все тут доступно, все на виду – и огороды (не хлебом единым!), и дизайнерские клумбы с водоемами. В них даже лотосы цвели – по крайней мере, несколько лет назад. Сейчас тоже какие-то водные растения цветут. Но это точно не обычные для наших прудов и озер белые кувшинки. Паломников и туристов в монастыре немало, и все после церквей задерживаются у вольеров с породистыми курами, цесарками и павлинами. А в плане доступности и благорасположенности монастыря к приходящим, показательна надвратная церковь Сергия Радонежского. Любой, поднявшийся в церковь, может позвонить в церковные колокола. Возле Преображенского монастыря тоже наблюдал одну жизненную сцену. Там маленькие старые улочки и одна скромная по размерам парковка, и многие, особенно на личном транспорте, останавливаются на набережной и поднимаются в монастырь по лесенке, входя через «заднее крыльцо», ту самую надвратную церковь, но это все к делу не относится. Парковка у «парадного» входа тесная и дорожно-напряженная. И вот водитель очередного автобуса с паломницами орал на руководителя группы хриплым, сорванным за день голосом- «Пусть они короны-то с головы снимут!»… Тетки-паломницы, видимо, достали его в этот день своими закидонами, и тут тоже, выходя из автобуса, царственно плыли куда глаза глядят, не глядя на дорогу.

Несмотря на такое количество красивых монастырей, не меньший интерес представляют и муромские церкви. Мимо некоторых точно просто пройти не получится. Упомяну только некоторые. Во-первых, Вознесенский собор. Он стоит на одной из самых благоустроенных улиц исторической части города, Московской и соседствует с историко-художественным музеем, о котором расскажу ниже. Так что гуляя по городу, едва ли получится его не увидеть. Еще одна, очень приметная церковь – церковь Николы Набережного. Она находится в самом начале Набережной улицы и немного напоминает Вознесенский собор. Церковь очень гармонично вписана холмистый прибрежный рельеф, и не режет глаз зеркальным сверканием куполов из нитрида титана. Третья церковь, которую хотелось упомянуть – Космодамианская церковь, и тоже находится на набережной, но уже в самой ее середине. Церковь необычная, напоминает собой шатер, и по преданию, построена на том месте, где стоял походный царский шатер Ивана Грозного во время его остановки в Муроме, когда она вел войско на Казань.

Ну и достаточно о церковном, теперь хочу немного рассказать об увиденном обычном, гражданском, если угодно, Муроме. Как уже сказал раньше, тут перемешано все – и улицы, приведенные в идеальный порядок, и улицы, которые иначе как трущобными не назовешь. И тут есть все – и советские скучные строения, и самые обычные деревенские домики, и предмет гордости любого старого русского города – купеческие особняки. И все это смешано совершенно хаотично. И в этом есть своя прелесть. Не получится, гуляя по городу, идти только мимо старых особняков, обязательно вклинится что-то современное и или из относительно недавнего прошлого. Город работает на контрастах )))

К «витринным», как я называют такие улицы, с тротуарами, фонарями и ремонтом фасадов, можно отнести вышеупомянутую Московскую, Ленина, Первомайскую. Опять же Набережная, но это отдельный разговор. Витринные-то они витринные, но вот на Ленина, рядом с администрацией, цифровое информационное табло «просит каши». Не знаю, муниципальное оно, или принадлежит какому-нибудь рекламному агентству, но это не производит хорошего впечатления. Про скучные улицы не будем говорить, этакое есть везде. А самые интересные «невитринные» улицы, где побывал – Это Красноармейская и Губкина. Как приятно, когда жители сами устраивают цветники перед своими домами – а дома еще и непростые! На Красноармейской пообщался с местной жительницей, Татьяной, переехавшей сюда из Ростова Великого. С какой любовью она рассказывала о старом купеческом доме, маленькую квартиру в котором ей купил сын! И о борьбе с крапивой перед домом, где живет (сейчас там мальвы, ромашки, ноготки и никакой крапивы). Да, эти особнячки не на «тех» улицах и не в блестящем состоянии, хотя осталось ощущение, что чаще всего в блестящее состояние в таких местах приведен только фасад. Еще хотелось бы отметить приметное здание водонапорной башни в центре города. 11 лет назад тут можно было набрать воды – говорили, она почти чуть ли не целебная. Я тогда попил муромской воды. Сейчас это просто здание, воды нихт.

А еще на той же Краснармейской находится особняк купцов Зворыкиных. Такая богатая городская усадьба, сейчас – многоквартирный дом, может даже с коммуналками. Но в Муроме есть еще один Зворыкинский особняк – еще более масштабный. Там расположен историко-художественный музей. Возможно, род был большой, с разными ветвями – не знаю. Из этого семейства вышел Владимир Зворыкин – выдающийся инженер, «технический» отец телевидения. Правда, все эти работы он сделал в США, уехав туда в 1918 году. Сейчас музейный особняк недоступен. Он на реконструкции более 10 лет. И судя по всему, реконструкция эта из разряда вечных.

Особняк Зворыкиных (не музейный)
Особняк Зворыкиных (не музейный)

С музеем тоже получилось не очень удачно, но тут сам виноват, не сориентировался. У местного историко-художественного музея несколько площадок, но работают из них только две – Выставочный зал на Московской и Художественная галерея на Первомайской. Решив, что в галерее выставляются современные художники, я запланировал сходить только в Выставочный зал, где представлена в какой-то степени история города. А как потом оказалось, в галерее представлена художественная коллекция, экспроприированная после революции у графов Уваровых. Ладно, поставим галочку на будущее. Может, и главный Зворыкинский дом откроют в обозримом будущем, будет еще повод сюда вернуться. А Выставочный зал на Московской сильного впечатления не произвел. Небольшая площадь – три зала – не позволяет, я думаю, представить все экспонаты из фондов. А в городе с тысячелетней историей интересных музейных экспонатов должно быть не просто много, а, простите, дофига. Неприятное впечатление осталось от организации посещения Выставочного зала – отдельный билет требуется на каждый зал! Представьте такое в Эрмитаже, а? Самое запомнившееся – старинный велосипед в хорошем состоянии и копия городского документа о том, что для езды на велосипеде по Мурому нужно особое разрешение и оплата пошлины. Ну что, будем ждать возрождения традиций и восстановления скреп?

Муром очень зеленый город, и гулять по нему приятно. Между Набережной и Первомайской расположен городской парк с аттракционами, и в 2013 году я соблазнился колесом обозрения. Но зеленый город «снизу» и зеленый город «сверху» это разные вещи, увы. Обилие зелени делает обзор с колеса не особенно интересным. В этот раз на колесе уже не катался.

Отдельно стоит сказать о Набережной улице. Она практически не имеет строений, с одной стороны там Ока и пляж, с другой – крутой подъем к исторической части города. Не знаю, каково там осенью или зимой, но летом это очень оживленное место. Хотя большой пляж, несмотря на жару, был почти не заполнен – в Оке в этом году запрещено купание. Несколько лет назад такого запрета не было. Местные жители соблюдают запрет, наверное, они знают, что он не по чьей-то прихоти наложен, а на веских основаниях. Хотя, посмотрев фотографии 11-летней давности, отметил тот факт, что и в то лето пляж не был забит до отказа. Тут же теперь можно попасть на прогулочный теплоходик по Оке. Судя по названию судна «Москва 90», сюда видимо сплавили столичный антиквариат. На речную прогулку заманивает машущая рукой надувная резиновая женщина.

Фольклорность главного уроженца Мурома, богатыря Ильи, запечатлена в памятнике, установленном на смотровой площадке в начале Набережной. И место удачное, и объект достойный. Памятник может нравиться или нет, о таких персонажах каждый вправе иметь собственное представление, но все сделано очень неплохо. Другие легендарные муромляне – Петр и Феврония, персонажи вроде бы не совсем фольклорные, а реально жившие здесь люди. Памятники этой паре стали ставить много где (их уже чуть ли не под сотню по стране), но муромский считается первым и главным. Он установлен в самом «видовом» месте Мурома, на площади Крестьянина, между Троицким и Благовещенским монастырями. Сразу скажу, что он не произвел на меня большого впечатления. Не знаю, кто автор, да и не интересно, но человек прошел худший вариант советской скульпторской школы, сам или опосредованно – это моё личное мнение. Была у некоторых советских художников тенденция изображать женщин бесполыми труженицами, эдакая Дуся-агрегат. Вот и стоит рядом с князем такая Дуся… Если обойти памятник, сзади этой пары сидит заяц. Как-то с зайцем была связана история, как Феврония узнала о болезни мужа. Заяц на Руси доброй приметой никогда не был. И Пушкину перед дуэлью дорогу перебежал…

Ну вот вроде бы и все, что хотел рассказать про Муром. Спасибо за внимание!