В этом году исполняется 155 лет Суэцкому каналу – он был открыт 17 ноября 1869 года. Чтобы отметить это событие, египетский хедив Исмаил заказал Джузеппе Верди оперу "Аида". Переговоры затянулись, и премьера состоялась только 24 декабря 1871 года. Однако в истории Суэцкий канал и "Аида" Верди оказались связаны неразрывно.
В одной из предыдущих публикаций "Вестник Кавказа" подробно рассказывал о том, как создавался Суэцкий канал.
Кто и почему заказал Верди оперу?
История оперы "Аида" началась в самом конце 1860-х годов (одни исследователи называют 1868-й, другие – 1869-й). Египетский хедив (наместник) Исмаил предложил итальянскому композитору Джузеппе Верди написать оперу по случаю торжеств, связанных с предстоящим открытием Суэцкого канала. В это время в Каире строили оперный театр, и предполагалось, что премьера состоится именно там. Композитор сначала отклонил заказ, но в 1870 году получил повторное предложение, ознакомился со сценарием "Аиды", заинтересовался и дал согласие.
Что же это был за сценарий и чем он привлек Верди? Его автор – знаменитый французский египтолог, основатель и первый директор Египетского музея в Каире Франсуа Огюст Фердинанд Мариетт. Создавая сценарий, он исполнил пожелание хедива об "абсолютно древней и египетской" опере. Сюжет является фантазией на египетские темы, хотя, по утверждению Мариетта, и основан на реальном историческом событии. ""Аида" родилась в моей голове", – признавался египтолог. Придуманную им историю в полновесный прозаический текст превратил французский либреттист Камиль дю Локль, а итальянскую стихотворную версию создал писатель Антонио Гисланцони. Активно участвовал в этой работе и сам композитор. На первом месте у Верди была не египетская тема (хотя этнографический фон ему тоже был важен, и он его тщательно изучал), а то, что маэстро требовал от любого оперного сюжета: интересные герои и мизансцены, "ситуации, если и не новые, то, безусловно, прекрасные и действенные".
Действие оперы, как известно, происходит в Мемфисе и Фивах в эпоху правления фараонов, Египет воюет с соседней Эфиопией. Масштабные сцены, большие хоры, шествия, марши – все это неизменные атрибуты жанра "большой оперы", к которому Верди не раз обращался и прежде. Однако на фоне всех этих грандиозных событий разворачивается еще одна история, которая делает "большую оперу" более мелодраматической. Это – любовный треугольник, участниками которого стали египетский военачальник Радамес, оказавшаяся в плену дочь эфиопского царя Аида и дочь фараона Амнерис.
Прежде чем окончательно приступить к работе, композитор получил подтверждение, что будут выполнены все его условия (в том числе баснословный по тем временам гонорар в 150 тысяч франков, надзор за постановкой, права на исполнение "Аиды" за пределами Египта). Некоторые музыковеды полагают, что Мариетт, в свою очередь, мог сыграть на самолюбии Верди: в приложенном к сценарию кратком письме он информировал, что окончательный отказ маэстро вынудит хедива обратиться к другим композиторам – Шарлю Гуно и Рихарду Вагнеру.
Театр для "Аиды"
Каирский театр, в котором прошла премьера "Аиды", известен в истории как Хедивская (королевская) опера. Его возведение, как мы помним, хедив приурочил к открытию Суэцкого канала. Автором проекта стал итальянский архитектор Пьетро Авоскани, который и раньше выполнял заказы Исмаила.
Строительство началось в середине апреля 1869 года и продолжалось полгода. Театр открылся 1 ноября, но о новой опере с Верди к тому времени еще не договорились, поэтому поставили другую, более раннюю – "Риголетто". В тот вечер в зале были французский дипломат и предприниматель, организатор и руководитель строительства Суэцкого канала Фердинанд де Лессепс с семьей, хедив Исмаил и его гости: французская императрица Евгения, император Австро-Венгрии Франц Иосиф, наследник нидерландского престола Виллем с супругой и другие очень важные персоны. А 17 ноября все они встретились на другой пышной исторической церемонии – открытии для судоходства Суэцкого канала.
Долгожданная премьера
Премьеру "Аиды" назначили на январь 1871 года – Верди отбирал певцов и оркестрантов, Мариетт занимался костюмами и декорациями. Однако в дела оперного искусства вмешалась политика: в июле 1870-го началась франко-прусская война, возникли многочисленные организационные проблемы, например, из Парижа в Каир никак не удавалось доставить костюмы.
Долгожданная премьера состоялась 24 декабря 1871 года. В театре собрался весь высший свет Каира: хедив Исмаил с сыновьями, его министры, иностранные дипломаты с супругами, к ним присоединились состоятельные поклонники оперы из разных стран. Публика восторженно встретила "Аиду", но самого Верди на спектакле не было: премьерой он считал не исполнение в Каире, а последовавшее через полтора месяца – 8 февраля 1872 года – в миланском театре Ла Скала. Спектакль, подготовкой которого руководил сам автор, тоже прошел с огромным успехом. За Миланом последовали другие итальянские постановки: 20 апреля 1872 года – в Парме, 7 июля – в Падуе, 31 марта 1873 года – в Неаполе. Потом были премьеры в других странах Европы: 20 апреля 1874 года – в Берлине, несколько дней спустя – в Вене.
В России "Аида" впервые была поставлена итальянской оперной труппой 19 ноября 1875 года, а 1 апреля 1877-го в Мариинском театре Императорская русская оперная труппа в первый раз исполнила оперу на русском языке. С тех пор "Аида" много раз ставилась в Большом, Мариинском, Михайловском, Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, "Геликон-опере", других российских театрах. И вообще "Аида" возглавляет список самых популярных и часто исполняемых в мире опер, который в англоязычных странах в шутку называют ABC (Aida, Boheme, Carmen).
"Аида" на киноэкране и на Бродвее
В 1953 году знаменитую оперу экранизировал итальянский режиссер Клементе Фракасси, главную роль в фильме сыграла 19-летняя Софи Лорен, а вокальную партию исполнила Рената Тебальди. 23 марта 2000 года в бродвейском Palace Theatre состоялась мировая премьера мюзикла "Аида", созданного по мотивам вердиевской оперы. Судя по либретто, это очень вольная интерпретация, но Аида, Радамес, Амнерис и Фараон там присутствуют. В постановке участвовали и приглашенные звезды: главную роль, например, исполняли Тони Брэкстон и Мишель Уильямс. Из пяти номинаций на американскую театральную премию Tony "Аида" выиграла четыре, а запись оригинального бродвейского состава удостоилась Grammy. Последнее представление (всего их было 1852) в Нью-Йорке состоялось 5 сентября 2004 года.