"Вот будет лето, поедем на дачу!" (Ленинград)
Аннотация
Скрыться на время от безумия внешнего мира среди уютной зелени — мечта, сладкий сон… кошмар!
Что, если ты никогда не сможешь покинуть свою дачу?
Связи нет, дорога упирается в лес, соседи ведут себя странно, и лето — чертово лето! — никак не кончается.
Это история о том, как прошлое может настигнуть и разрушить настоящее, если с ним не разобраться.
Жаркое лето в дачном посёлке СНТ «Вьюрки» не предвещало ничего необычного. Пожалуй, любой, кто проводил так детство или проводит свою зрелость, легко может представить себя на месте дачных обитателей и почувствовать, ощутить и осязать зримый колорит этих будней.
Для многих это вожделенное убежище, собственный мини-рай, скроенный под себя. И ради защиты этого рая истинный дачник готов пойти на всё. Даже на битву с нечистой силой!
Среднестатистический дачник советской закалки это и Валерыч, тетя Женя, баба Надя с Вишневой улицы, Зинаида Ивановна, Тамара Яковлевна и остальной очень знакомый контингент от стара до млада.
Но маленькие истории о жителях СНТ резко нарушает некая хтоническая сила, завязанная на славянской мифологии и русском фольклоре, которая решила пошалить, сделав людское обиталище своей вотчиной.
И тут вам и лешии с русалками, болотницы, ожившие пугала, стукалки и банники, полуденницы, домовые и прочий нечистый люд.
Самые смелые поселенцы уходят на разведку и в поисках помощи в лес и пропадают, тут и там случаются необъяснимые почти потусторонние происшествия, мелькают сказочные чудища и будто бы начинается всеобщий психоз. И даже река Сушка тоже оборачивается к дачникам своей инфернальной стороной.
Тут будет и статуи пионеров, забивающие мотыльками глаза противнику современного искусства, голый старик, сжирающий все запасы еды дачников, живые кусты крапивы и борщевика, решившие напасть на людей и др.
В главе "Война котов и помидоров" повествуется смешная история с двумя заклятыми подругами-соседками и как их показная дружба перерастает во взаимные подлянки. Их разлад чуть не похоронил весь поселок под зарослями помидоров и кошек.
Автор отлично передал атмосферу нашей глубинки и хорошо показал русскую нечисть в современном мире. Но, как часто бывает в хорроре, главную угрозу для жителей Вьюрков представляет не нечистая сила, а самые обыкновенные люди.
Текст Бобылевой наполнен тягучей повседневностью жаркого, пыльного лета, бытовым страхом деревенской ночи, пугающим безумием давно знакомых соседей – по сути чужих неизвестных людей.
Ведь что мы знаем о дачниках? Как будут реагировать люди на непонятные и пугающие ситуации? Книга поднимает интересные темы. У всех свои проблемы и свои «демоны». И никто особо не хочет про них знать и не видит этих проблем, так как дача для того и создана, чтобы дважды отгородиться - сначала забором и участком, а затем уже домом.
Автор умело играет с тексом и может вынуть на поверхность то, что глубоко запрятано в каждом человеке — подавленная обида, скрытые от человеческого глаза желания и пороки. Ей удалось создать атмосферную психологическую притчу, которая приоткрывает изнаночную сторону нашей повседневности.
Но психологического исследования того, как трансформируются люди в таких критических, иррациональных обстоятельствах тут в финале не будет, увы.
Немало авторов издавали мистические фантазии, граничащие с магическим реализмом. Здесь прослеживается мотив инфернальной гоголевщины, а само произведение напоминает роман Стивена Кинга «Под куполом» — отрезанный от мира маленький городок и непонятный купол.
Игры со временем и пространством, которые в зыбком мареве наступившего у обитателей Вьюрков вечного августа создают особый герметичный мир, это вообще ключевой мотив этого романа, а серия глав-историй постепенно выстраивается в логичный и стройный сюжет, но временами текст получается слишком мозаичным и разрозненным.
Но чего у автора не отнять – это метафоричность языка. Дарья Бобылева обладает живым и невероятно реалистичным, ироничным, образным языком: еë слог уверен и точен. Проникновение сверхъестественного в обыденность и делает страх "Вьюрков" таким осязаемым и свежим. Обилие фольклорных и мифологических мотивов, совершенно очевидно сплавляются с литературными, кинематографическими и художественными отсылками в яркий и умный постмодернистский текст.
Мне было очень интересно пытаться разгадать сюжет, с чего же все началось и почему такое произошло. Но у меня остались вопросы к главному проклятью истории. Непонятно, что стало детонатором событий, и чем все закончилось. Как будто много наслоений, а основа слабая совсем. Из-за этого вся конструкция сюжета какая-то непрочная, в ней много нагромождений. Вот вроде и быстро читается, и вроде интересно, но не покидает ощущение недосказанности и лишнего в тексте.
Хотелось чего-то завершающего в этом мире родного русского бестиария, а вышло как-то даже заурядно.
Роман «Вьюрки» — этакий калейдоскоп летних впечатлений, парадоксальное сочетание идиллических пасторальных картинок и вполне сурового хоррора с участием славянской хтони. Эта невероятная интеграция славянского фольклора шикарно читается вечерами на даче.
***
Оставляя во тьме пунктирные след из упругого топота и дребезжания потревоженных предметов, кот бежал.
Одно из главных правил пьяного человека летней ночью - не смотреть на звезды, а то можно рухнуть от головокружения на поверхность своей планеты.
За жизнь старушки цеплялись крепко, как легкие сухие репьи.
В одиночестве проще и спокойнее - живешь как хочешь и никто не мешает.
Сказка какая-то стремная. Какое время - такие и сказки
Он конечно не был большим поклонником детей, но не понимал, что такого страшного, если они не от тебя.