Найти тему
VarТехник

Модернизировать нельзя производить. Главная проблема современных танков

Оглавление

Современные реалии очень суровы к танкам, в очередной раз проверяя их на прочность. Сколько раз, их не хоронили, а бронированная техника адаптировалась и продолжала существовать… Этот раз не будет исключением, но есть одна проблема – во всём мире резко отказались от производства танков. Спохватились относительно недавно, но чем обусловлена причина отказа и почему в наши дни работает логика «модернизировать нельзя производить»?

Производство современных танков

Если внимательно посмотреть на даты производства актуальных танков разных стран мира, то производство всех из них рано или поздно прекращали. Сейчас ситуация резко меняется и страны, способные вернуть былые возможности возвращают на конвейер ОБТ, производя их по полному циклу.

Кратко о датах – знаменитый M1 Abrams перестали выпускать в 1996 году, Leopard 2 – 1998 год, Challenger 2 – 2009 год, C1 Ariete – 2002 год, Т-64 – 1987 год, Т-72 – 2005 год, Т-80 –1996 год, Т-90А – 2008 год, К1 – 2010 год, Type-90 – 2009 год, Arjun – 2011 год, Al-Khalid – 2001 год… И это только часть танков…

-2

Разумеется, некоторые танки до сих пор остались на конвейере и производятся с нуля. Например – Merkava Mk4, AMX-56, Т-90М, K2 Black Panther, Type-10, Type-96G, Type 99… Однако, разница между производимыми и модернизируемыми машинами невероятно большая. Модернизируемых ОБТ в разы больше и если брать ту же Россию, то на один Т-90М приходится 3 Т-72Б3 и Т-80БВМ вместе взятые. Справедливости ради, каждый третий Т-90М тоже глубоко модернизированный Т-90 образца 1992 года или Т-90А.

Модернизировать, нельзя производить

Причиной отказа от производства танков послужил распад Советского Союза. Постсоветским странам, имеющим на своей территории соответствующие производственные мощности стало сложно выпускать новую технику из-за социально-экономического кризиса, а страны альянса НАТО начали сокращать производство новой техники, будучи уверенными, что процесс распада постсоветских стран продолжится, или они не смогут восстановиться после политического, экономического и социального потрясения. Плюс, интеграция стран СНГ в глобальную политико-экономическую систему с навязыванием идей, контрактов и «партнёрств».

-3

Второго глобального игрока на мировой арене просто не было, из-за чего, вероятность следующего мирового конфликта, для которого и создавались новые ОБТ, сводилась к минимуму. А значит, зачем производить то, что уже не нужно?

Выше описанные причины привели к постепенной деградации танковой промышленности со всеми вытекающими. Когда же стало понятно, что Россия восстанавливается и готова соперничать с глобальным западом, восстановление производства полного цикла стало невыгодным. Восстановление завода казалось слишком дорогим и ненужным с учётом огромного количества старых ОБТ, которые можно довести до актуального состояния.

-4

Процесс модернизации

Что такое модернизация танка в наши дни? Фактически, это изъятие боевой машины со склада длительного хранения, полный разбор и капитальный ремонт. Старые агрегаты и периферия к ним меняются на совершенно новые, а на конвейере, происходит только крупноузловая сборка.

Тот же Т-72Б3 после модернизации сохраняет только корпус и броню. И то не полностью… Прочие детали – двигатель, бортовые коробки, система охлаждения, компоненты топливной системы, фильтры, электрика, электроника, вооружение, автомат заряжания, места работы экипажа и даже приборные панели – всё это новое.

-5

Почему не производят?

Кроме отсутствия производственных мощностей, которые могли бы выпустить новую боевую машину, требуется разработка танка, а это процесс не быстрый даже с современными технологиями. К тому же, оставшиеся предприятия отлично знают уже произведённые модели техники и могут с ними работать без радикальных изменений в конвейере, чего нельзя сказать о новой боевой машине, разительно отличающейся от ранее существующих образцов.

Далеко за примерами ходить не надо… Т-90М прямой потомок Т-72, на который установили упрощённую башни «Бурлак» с собственным именем «Прорыв». Все основные компоненты так же обратно совместимы с Т-72. А вот Т-14 хоть и могут производить серийно, но не могут поставить в массовое производство. Сказывается радикальное отличие в технологиях, агрегатах, от части, принципов, неотработанность и «процент брака», выражающийся в низкой надёжности. И это при том, что один Т-14 может обойтись Министерству Обороны как два, а то и три Т-90М. В условиях, когда армии нужны танки здесь и сейчас, лучше следовать логике – лучшее, враг хорошего. Современная техника адаптируется к изменениям средств поражения и рано или поздно, научится с ними бороться, ведь на протяжении всей истории, снаряд, всегда опережал броню.

-6

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.