Найти тему
Лахта Центр

ЗНАМЕНИТЫЕ ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОРТРЕТЫ

Виды Петербурга часто называют живописными. Но можно и буквально трактовать это словосочетание, поскольку в столице Российской империи было создано немало картин, большинство из которых знакомы нам со школьной скамьи. Особенно если речь заходит о портретах известных героев отечественной истории. Гид Павел Перец подобрал пять таких картин, написанных в Петербурге, и привязал их к карте города.

Строгановский дворец. Невский проспект, дом 17

Портрет графа А. С. Строганова (1814) Александр Варнек писал уже после смерти его высокопревосходительства. Полотно насыщено символами: от бюста Юпитера с надписью на латинском до копии «Укротителя коня» Гийома Кусту под столом. Но главным, конечно же, является план Казанского собора и его купол в окне, поскольку он был делом всей жизни Строганова. Собственно, архитектор Воронихин был когда-то крепостным графа, но тот выбрал для будущего зодчего лучшую участь.

Шереметевский дворец (Фонтанный дом). Набережная реки Фонтанки, 34

Портрет поэта А.С. Пушкина. Орест Кипренский, 1827 год. Источник: https://vk.cc/cwEGCi
Портрет поэта А.С. Пушкина. Орест Кипренский, 1827 год. Источник: https://vk.cc/cwEGCi

Портрет Пушкина кисти Ореста Кипренского (1827) считается каноническим. Тем не менее многие современники критиковали художника за то, что тот изобразил «статую», а не поэта, не передав всей энергии и живости Александра Сергеевича. Эти выпады нейтрализовал сам герой картины, написав всем известное «Себя как в зеркале я вижу». Многие, однако, забывают следующую строку — «Но это зеркало мне льстит». Собственно, было бы странно, если бы портрет, написанный в стенах Шереметевского дворца, акцентировал какие-то недостатки Пушкина. Время передвижников еще не настало, и любое изображение человека художником должно было носить прежде всего комплиментарный характер.

Петербургский Николаевский военный госпиталь. Суворовский проспект, дом 63

Портрет композитора М.П. Мусоргского. Илья Репин, 1881 год. Источник: https://vk.cc/cwEGYN
Портрет композитора М.П. Мусоргского. Илья Репин, 1881 год. Источник: https://vk.cc/cwEGYN

Совсем иное настроение носит изображение Модеста Мусоргского кисти Репина (1881). За него нужно сказать спасибо прежде всего Павлу Третьякову, заказавшему Илье Ефимовичу этот портрет. Композитор тогда находился в Николаевском военно-сухопутном госпитале. Из песни слов не выкинешь, и нос Модеста Петровича наглядно демонстрирует алкогольную зависимость, которая вкупе с другими недугами и свела его в могилу. Но яркие живые глаза позволили критику Стасову сказать, что Репин зафиксировал душевное состояние композитора «перед лицом вечности». Художник написал картину в феврале 1881-го, а в марте того же года Мусоргского не стало. Деньги за работу Репин пожертвовал на памятник композитору.

Дом Архангельской. Серпуховская улица, дом 11

Портрет Ф.М. Достоевского. Василий Перов, 1872 год. Источник: https://vk.cc/2XWyEf
Портрет Ф.М. Достоевского. Василий Перов, 1872 год. Источник: https://vk.cc/2XWyEf

В Семенцах, как называют петербуржцы этот район, Достоевский с женой поселились в конце лета 1871 года. Анна Григорьевна писала: «После долгих поисков я нашла квартиру на Серпуховской улице близ Технологического института, в доме Архангельской, и наняла ее на свое имя, чтобы избавить мужа от хозяйственных хлопот». Именно здесь в 1872 году Василий Перов написал портрет, известный каждому. Хозяйка литературного салона и подруга Достоевского, Елена Штакеншнейдер, рассказывала, что дом, в котором жил писатель, она помнила смутно, даже не могла припомнить, был он каменным или деревянным. Зато в память четко врезалась «какая-то странная лестница и потом открытая галерея». Немудрено, что здание, которое находится ныне на месте дома Архангельской и построенное в начале XX века, уже не имеет никаких «странных лестниц».
Квартира С. П. Дягилева. Набережная реки Фонтанки, дом 11

Портрет Сергея Павловича Дягилева. Валентин Серов, 1904 год. Источник: https://vk.cc/cwEH5C
Портрет Сергея Павловича Дягилева. Валентин Серов, 1904 год. Источник: https://vk.cc/cwEH5C

Мемориальная доска, посвященная Сергею Дягилеву, указывает нам на один из главных адресов «Мира искусства». Здесь, в квартире на третьем этаже, проходили собрания нового творческого объединения, которое принимали в штыки апологеты передвижников. И здесь за Валентином Серовым была закреплена своя комната, в которой он мог оставаться, когда хотел. Неудивительно, что знаменитый портрет Дягилева (1904) был им написан именно в этой квартире в самый разгар идейных боев на почве русского искусства, которое Дягилев хотел продвинуть в Европе. «Русские сезоны» показали, что мечта эта вполне осуществима.

#большаяпрогулка