Виды Петербурга часто называют живописными. Но можно и буквально трактовать это словосочетание, поскольку в столице Российской империи было создано немало картин, большинство из которых знакомы нам со школьной скамьи. Особенно если речь заходит о портретах известных героев отечественной истории. Гид Павел Перец подобрал пять таких картин, написанных в Петербурге, и привязал их к карте города.
Строгановский дворец. Невский проспект, дом 17
Портрет графа А. С. Строганова (1814) Александр Варнек писал уже после смерти его высокопревосходительства. Полотно насыщено символами: от бюста Юпитера с надписью на латинском до копии «Укротителя коня» Гийома Кусту под столом. Но главным, конечно же, является план Казанского собора и его купол в окне, поскольку он был делом всей жизни Строганова. Собственно, архитектор Воронихин был когда-то крепостным графа, но тот выбрал для будущего зодчего лучшую участь.
Шереметевский дворец (Фонтанный дом). Набережная реки Фонтанки, 34
Портрет Пушкина кисти Ореста Кипренского (1827) считается каноническим. Тем не менее многие современники критиковали художника за то, что тот изобразил «статую», а не поэта, не передав всей энергии и живости Александра Сергеевича. Эти выпады нейтрализовал сам герой картины, написав всем известное «Себя как в зеркале я вижу». Многие, однако, забывают следующую строку — «Но это зеркало мне льстит». Собственно, было бы странно, если бы портрет, написанный в стенах Шереметевского дворца, акцентировал какие-то недостатки Пушкина. Время передвижников еще не настало, и любое изображение человека художником должно было носить прежде всего комплиментарный характер.
Петербургский Николаевский военный госпиталь. Суворовский проспект, дом 63
Совсем иное настроение носит изображение Модеста Мусоргского кисти Репина (1881). За него нужно сказать спасибо прежде всего Павлу Третьякову, заказавшему Илье Ефимовичу этот портрет. Композитор тогда находился в Николаевском военно-сухопутном госпитале. Из песни слов не выкинешь, и нос Модеста Петровича наглядно демонстрирует алкогольную зависимость, которая вкупе с другими недугами и свела его в могилу. Но яркие живые глаза позволили критику Стасову сказать, что Репин зафиксировал душевное состояние композитора «перед лицом вечности». Художник написал картину в феврале 1881-го, а в марте того же года Мусоргского не стало. Деньги за работу Репин пожертвовал на памятник композитору.
Дом Архангельской. Серпуховская улица, дом 11
В Семенцах, как называют петербуржцы этот район, Достоевский с женой поселились в конце лета 1871 года. Анна Григорьевна писала: «После долгих поисков я нашла квартиру на Серпуховской улице близ Технологического института, в доме Архангельской, и наняла ее на свое имя, чтобы избавить мужа от хозяйственных хлопот». Именно здесь в 1872 году Василий Перов написал портрет, известный каждому. Хозяйка литературного салона и подруга Достоевского, Елена Штакеншнейдер, рассказывала, что дом, в котором жил писатель, она помнила смутно, даже не могла припомнить, был он каменным или деревянным. Зато в память четко врезалась «какая-то странная лестница и потом открытая галерея». Немудрено, что здание, которое находится ныне на месте дома Архангельской и построенное в начале XX века, уже не имеет никаких «странных лестниц».
Квартира С. П. Дягилева. Набережная реки Фонтанки, дом 11
Мемориальная доска, посвященная Сергею Дягилеву, указывает нам на один из главных адресов «Мира искусства». Здесь, в квартире на третьем этаже, проходили собрания нового творческого объединения, которое принимали в штыки апологеты передвижников. И здесь за Валентином Серовым была закреплена своя комната, в которой он мог оставаться, когда хотел. Неудивительно, что знаменитый портрет Дягилева (1904) был им написан именно в этой квартире в самый разгар идейных боев на почве русского искусства, которое Дягилев хотел продвинуть в Европе. «Русские сезоны» показали, что мечта эта вполне осуществима.
#большаяпрогулка