15,7K подписчиков

Боевая служба в Средиземное море на "дизелюхе" /На борту С-100

3,3K прочитали
В годы "холодной войны" советские атомные подводные лодки активно действовали в океанах, выполняя боевые задачи, но и дизель-электрическим подводным лодкам также хватало работы в тот период. Вот еще один пример практически рядового похода черноморской подводной лодки проекта 613

Описываемые события произошли весной- осенью 1967 года, а все началось в апреле, когда подводная лодка проекта 613 С-100 под командованием капитана 3 ранга В.Я.Барановского вышла на боевую службу в Средиземное море. На тот момент лодка входила в состав 155 бригады подводных лодок 14-й Дивизии подводных лодок КЧФ. Старшим на борту на С-100 вышел новый заместитель командира бригады подводных лодок капитан 2 ранга В.И.Бежанов. Компанию С-100 составила еще одна подводная лодка Черноморского флота, С-37 (проекта 633), которая также вышла вслед за "соткой" из Севастополя в Средиземное море.

Подводная лодка проекта 613
Подводная лодка проекта 613
Для справки: Подводной лодкой С-37 (пр.633) тогда командо­вал опытный подводник - капи­тан 2 ранга Леонида Ивановича Скипидарникова. Но что удивляет больше всего - он начинал свою службу кора­бельным фельдшером, а окончил её командиром диви­зиона ПЛ ЧФ, капитаном 1 ранга. Как говорится, попробуй повтори такую карьеру!!

Международная обстановка в те дни была крайне напряжённой, шла арабо-израильская война, это вызывало определенный интерес у стран НАТО. В Среди­земное море как раз в тот период вошла эскадра ВМС США с двумя авианосцами, за кото­рыми советские подводные лодки периодически и осуществля­ли слежение. Кроме того, в соответ­ствии с боевым распоряжением, С-100 и С-37 вели поиск подводных лодок ВМС США, стран NATO и радиотехническую разведку. Как вспоминал Валентин Яковлевич Барановский (в будущем - контр-адмирал), ему не раз приходилось обнаруживать иностранный подводные лодки, в том числе и атомные.

"...Однажды, в период следования на глубине 100 м под мотором экономического хода (малошумный режим движения ПЛ), акустик доложил об обнаруже­нии шумов турбины. Цель быстро приближалась. Определив элементы движения цели и дистанцию до неё, С-100 заняла позицию слежения на кормовых курсовых углах цели, после чего всплыла на перископную глубину для её классификации. Ви­зуально и на РЛС «Флаг» горизонт оказался чистым. Я окончательно классифицировал цель как АПЛ. Погрузившись на оптимальную для слежения за ПЛ глубину, мы восста­новили с ней гидроакустический контакт и, увеличив скорость, про­должили слежение до окончатель­ной потери контакта. Итоговое вре­мя слежения составило 1 час 58 мин - хороший результат для ДЭПЛ. Наше донесение об обнаружен иностранной ПЛ позволило нашим противолодочным силам в Средиземном море своевременно восста­новить с ней контакт".

По прибытию в Средиземное море подводная лодка Барановского организационно подчинялась 14-й смешанной эскадре ВМФ, а после 14 июля 1967 года - 5-й Оперативной эскадре ВМФ.

Подводная лодка проекта 613
Подводная лодка проекта 613

В ходе боевой службы лодка по приказанию командования дважды заходила в порт Александ­рия, египтяне тогда "дружили" с Советским Союзом. Интересно, что по словам Барановского, в период стоянки в порту у причала, вдоль борта С-100, посто­янно курсировали катера, сбрасывая в воду гранаты для отпугивания под­водных диверсантов Израиля. В принципе - хорошее противодиверсионное средство, но вот беда - от этих взрывов лопались швы цистерн главного балласта, который прихо­дилось периодически продувать, чтобы не затонуть у причала. К счастью эту проблему удалось решить, и тоже с помощью "союзников" - лодка посетила Которскую бухту (СФРЮ), где на югославском заводе провели ремонтные работы и заварили поврежденные ЦГБ, а заодно пополнили запасы. Кстати в той же бухте в тот же период побывала и С-37, а борт С-100 покинул старший на борту - капитан 2 ранга В.И.Бежанов.

Подводная лодка С-37 проекта 633
Подводная лодка С-37 проекта 633

После шестидневной стоянки в Которской бухте две наши подводные лодки, пополнив необходимые запасы, продолжили несение боевой службы. Кстати пополнять запасы приходилось с определенным постоянством.

Обычно после месячного плава­ния в назначенных районах подводная лодка при­бывала для пополнения запасов про­довольствия, топлива и регенерации в заданную точку встречи с надвод­ным кораблем - как правило, крей­сером либо плавбазой ПЛ «Дмитрий Галкин» (командир - капи­тан 2 ранга Лев Потехин). За ночь подводники должны были успеть погрузить на подводную лодку все необходимые запасы и по­мыть экипаж в душевой корабля. До наступления рассвета, соблюдая максимальную скрытность, необхо­димо было отойти от борта корабля и погрузиться в подводное положе­ние для следования в заданный рай­он поиска. Как видим - не все так просто!

Плавбаза подводных лодок "Дмитрий Галкин"
Плавбаза подводных лодок "Дмитрий Галкин"

Такие меры предосторожности не были надуманными - ВМС США и НАТО вели интен­сивный поиск советских подводных лодок по все­му Средиземному морю. Самолёты береговой патрульной авиации (типа «Нептун» и «Орион») и кора­бельные вертолёты не жалели гид­роакустических буёв. Обнаружив наши подводные лодки в точках пополнения запасов, противолодочные силы вероятного противника пытались вести за ними длительное слежение, выявляя районы несения боевой службы.

Американский Р-2 "Локхид Нептун"
Американский Р-2 "Локхид Нептун"

Однажды, как вспоминает В.Я.Барановский, следом за С-100, следовавшей в пролив Антикиткра, в точку встречи с крейсе­ром пришли три американских тральщика, которые начали курсировать вокруг крейсера на дистанции 3-5 каб от при­швартовавшейся к его левому бор­ту нашей подводной лодки. Чтобы ввести их в заб­луждение, советские моряки применили следую­щий трюк. С наступлением темно­ты на уровень якорных огней при­швартованной подводной лодки с борта крейсера опустили две переноски, которые затем включили вместо лодочных якорных огней. После этого скрытно отойти от борта крейсера и погрузиться для С-100 уже не составило особо­го труда, тем более, что ее боцман - мичман Феодосии Францевич Зиг­мунд был виртуозным рулевым-горизонтальщиком.

Плавбаза ПЛ "Дмитрий Галкин"
Плавбаза ПЛ "Дмитрий Галкин"

Любопытно, что боевая служба для С-100 оказалась разделена как бы на два этапа. Первый этап БС окончил­ся переходом на Балтику в августе 1967 года, где С-100 и С-37 прошли доковый ремонт в порту Лиепая. Межпоходовый ремонт прошел на СРЗ "Тосмаре" в период с 15 августа по 23 ноября, почти три месяца провели черноморские моряки в Латвии. Второй этап начался скрытным переходом обратно в Средиземное море, с форсировани­ем пролива Гибралтар, а закончился уже в декабре.

Из воспоминаний командира тогда запомнились бытовые условия, которые на советских ДЭПЛ под­водников особо не баловали. Например, на С-100 было всего два бытовых холодиль­ника «ЗИЛ» (по одному, во 2-м и 4-м отсеках). Поэтому свежих продук­тов экипажу хватало не более, чем на 8-10 суток, ощущалась и нехват­ка пресной воды. Чтобы увеличить её запас, приходилось (вопреки ин­струкции) заполнять пресной водой цистерну кольцевого зазора ТА. Пресная вода расходовалась экономно, её подава­ли на подводную лодку за 10 мин. перед каждым приёмом пищи.

Подводная лодка С-100 вместе с С-233 и С-226 в Феодосии.
Подводная лодка С-100 вместе с С-233 и С-226 в Феодосии.

В банный день (раз в 10 суток) команда мылась горячей забортной водой из системы охлаждения дизе­лей. Кроме того, в конце помывки каждый подводник получал по ог­ромному чайнику пресной воды. На­ряду с мылом, в ход шёл и стираль­ный порошок, неплохо смывающий морскую солёную воду. В быту имели место и более серьезные "особенности" - так за описываемый поход корабельный врач С-100 трижды опе­рировал больных аппендицитом. Но каждая боевая служба заканчивается.

Полностью выполнив задачи БС, С-100 в эскорте среднего десантного корабля ЧФ, миновав проливы Дар­данеллы и Босфор, вошла в Чёрное море и возвратилась в базу. В конце учебного года, по результатам боевой подготовки, с учётом качества выполненных на боевой службе задач, С-100 была объявлена отлич­ным кораблём. Да и командира отметили - как раз в 1967 году ему было присвоено звание "капитан 2 ранга" (возможно в период посещения Которского залива, предположительно), а ведь в тот поход он уходил "капитаном 3 ранга"!

Барановский Валентин Яковлевич, контр-адмирал
Барановский Валентин Яковлевич, контр-адмирал

Да, в 1968 году С-100 также успешно действо­вала на всех тактических учениях ЧФ и принимала участие в состяза­ниях на призы ГК ВМФ и командующего ЧФ. Но это уже другая история, ))).

Друзья, а кто служил на подводных лодках этого проекта? А может кто то помнит и этих офицеров?

По воспоминаниям В.Я.Барановского и материалам Интернет.