Найти тему

«Июль – верхушка Лета, в полях, в сердцах – страда…». Июльская подборка стихов и картин

Вот и наступил самый жаркий месяц в году, середина лета. Как только не называют июль: «макушка лета», «краса лета», «липец», «страдник», «сенозарник», «грозник», «сладкоежка». Все эти названия отражают то, чем славится июль, чем он богат.
Давайте посмотрим, как июльские приметы отразились в стихах и на картинах наших любимых поэтов и художников.

А открывает нашу подборку, как обычно, зарисовка из цикла «Круглый год» Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964):

Самуил Маршак
Июль («Круглый год» отрывок)

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
1945


Тема сенокоса вдохновляла многих художников, и одним из первых радость трудовых крестьянских будней передал на своем полотне известный художник-передвижник
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911). Его картина «Страдная пора (Косцы)» рассказывает о красоте крестьян в их нелегком труде и о том, что даже в тяжелой физической работе можно находить удовольствие. Ведь это работа на родной прекрасной земле, под мирным ясным небом. У художника получилось настоящее гармоничное слияние людей с окружающей их природой.

Григорий Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887. Холст, масло. 179 x 275. Государственный Русский музей
Григорий Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887. Холст, масло. 179 x 275. Государственный Русский музей

Правда, жатва и уборка хлеба начиналась всё же ближе к концу месяца, что подметил в своих июльских стихах известный русский поэт «Серебряного века» Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв, 1887-1941). И как чудесны его блондинки – «косички ржи»:

Игорь Северянин
В осенокошенном июле

Июль блестяще осенокошен.
Ах, он уходит! Держи! Держи!
Лежу на шелке зеленом пашен,
Вокруг – блондинки, косички ржи.
О небо, небо! Твой путь воздушен!
О поле, поле! Ты – грезы верфь!
Я онебесен! Я онездешен!
И бог мне равен, и равен червь!
Июль 1911


До позднего вечера трудятся крестьянки на картине
Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) «Жатва» – «осенокошивают» июль. За их работой художник наблюдал в костромской глубинке, где проводил с семьей каждое лето и работал в своем доме-мастерской «Терем». Закатное солнце отражается в колосьях и создает какое-то удивительно теплое настроение.

Борис Кустодиев. Жатва. 1914. Холст, масло. 133 x 133. Дом-музей Б.М. Кустодиева, Астрахань
Борис Кустодиев. Жатва. 1914. Холст, масло. 133 x 133. Дом-музей Б.М. Кустодиева, Астрахань

О таком красивом июльском вечере написал стихотворение Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников, 1863-1927). Что может быть лучше, после жаркого дня окунуться в прохладу речной воды, взметая «брызги высоко»:

Федор Сологуб
Июль

Сгорает день, как фимиам,
Тихонько тают облака,
Блестит песок по берегам,
И, обмелев, журчит река.
А где поглубже, слышны в ней
И плеск, и смех, и крик детей.
Одежды сбросив на песок,
Плывут. Им дышится легко;
Удары их проворных ног
Взметают брызги высоко;
И раздаются, как звонки,
По всей реке их голоски.
Порой промчится ветерок,
И, как ребёнок, он шумлив;
Там приподымет он песок,
Там закачает ветви ив,
Что наклонились над рекой…
А после снова тишь и зной.
Прохладой веет наконец,
Склонилось солнце на закат,
И, как сверкающий венец,
Над ним пурпурных тучек ряд.
И вот выходят рыбаки
Отвсюду на берег реки.
Вот мальчик на мели стоит,
И мимо обнажённых ног
Вода шумливая бежит,
Колышет легкий поплавок;
Вот в реку сходит и другой,
И скоро пёстрою толпой
Ребят усеяна река,
И каждый чутко, чутко ждёт
И глаз не сводит с поплавка.
А солнце блещущее льёт
На них лучей косых поток, –
И веет свежий ветерок.
1888


Такое веселое купание в речке Горетовке изобразил
Константин Фёдорович Юон (1875-1958) в работе «Июль. Купание». Почти 50 лет художник работал в своем любимом Лигачево, подсматривая за его жителями и перенося в свои произведения радости каждого месяца и каждого времени года, проведенного на природе. Все свои нежные чувства он сумел передать в картине: с высокого берега открывается вид на речку, на деревню в окружении леса и лугов, на голубое небо. Благодаря яркому цветовому решению, мы сразу понимаем, что лето в разгаре.

Константин Юон. Июль. Купание. 1925 г. Холст, масло. 63 х 81. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Константин Юон. Июль. Купание. 1925 г. Холст, масло. 63 х 81. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

А июльский вечер сменяет «не остывшая от зною» июльская ночь. Такой её увидел Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873):

Фёдор Тютчев
Не остывшая от зною

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала...
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало...
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою...
14 июля 1851


Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944)
свою «Июльскую ночь» создал в усадьбе «Островки» на озере Молдино, где он несколько лет снимал для своей семьи дачу. На картине мы видим угол усадебного дома, в окнах которого горит свет, а за темными деревьями можно разглядеть ночное озеро.

Станислав Жуковский. Июльская ночь. 1916. Холст, масло. 80 x 107. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Станислав Жуковский. Июльская ночь. 1916. Холст, масло. 80 x 107. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

И как подметил Федор Тютчев в июле часто «небо, полное грозою» трепещет «всё в зарницах». Недаром месяц называли «грозник». Вот и Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) описала состояние природы после этого «потрясающего» природного явления, когда «легко и вольно сердцу»:

Зинаида Гиппиус
Вечер

Июльская гроза, шумя, прошла.
И тучи уплывают полосою.
Лазурь неясная опять светла...
Мы лесом едем, влажною тропою.
Спускается на землю бледный мрак.
Сквозь дым небесный виден месяц юный,
И конь всё больше замедляет шаг,
И вожжи тонкие дрожат, как струны.
Порою, туч затихнувшую тьму
Вдруг молния безгромная разрежет.
Легко и вольно сердцу моему,
И ветер, пролетая, листья нежит.
Колеса не стучат по колеям.
Отяжелев, поникли долу ветки...
А с тихих нив и с поля, к небесам,
Туманный пар плывет, живой и редкий...
Как никогда, я чувствую – я твой,
О, милая и строгая природа!
Живу в тебе, потом умру с тобой...
В душе моей покорность – и свобода.
1897


А выдающийся пейзажист
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) говорил: «Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай – и жизнь тайна, прекрасная тайна…». А уж, как легко она дышит и торжественно поёт, мы можем увидеть на его картине «После грозы».

Алексей Саврасов. После грозы. 1870-е. Холст, масло. 29 х 36. Государственная Третьяковская галерея
Алексей Саврасов. После грозы. 1870-е. Холст, масло. 29 х 36. Государственная Третьяковская галерея

Вот и у Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942) в цикле стихов «Тринадцать лун» в июле «всё дышит жарко-жарко», а ещё «цветет всё ярко-ярко», даже «сама вода»:

Константин Бальмонт

Июль (из цикла «Тринадцать лун»)

Июль – верхушка Лета,
В полях, в сердцах – страда.
В цвету – все волны света,
Цветет – сама вода.
Цветет все ярко-ярко,
Расплавлен самый день,
Все дышит жарко-жарко,
Жужжит, и жжет слепень.
В Июле хоть разденься,
Не станет холодней.
Гроза, вскипи и вспенься,
Спусти дождей с цепей.
Так ноют ноги, руки.
О, Лета перелом,
Мне легче эти муки,
Когда я с кем вдвоем.
Сияй же мне, зарница,
И молнией мне будь,
Лети же в сердце, птица,
Открой мне в Вечность грудь.
Греми же, колесница
Венчанного Ильи,
Окутай, огневица,
Все помыслы мои.
1907


Таким изумительно цветущим предстает второй летний месяц на картине
«Июль на Волге» советского живописца Николая Николаевича Галахова (1928-2022). Художник много путешествовал по стране, привозя из творческих поездок целые серии превосходных пейзажей. В разные годы он бывал и на Волге, где запечатлел красоту приволжских лугов.

Николай Галахов. Июль на Волге. 1983. Холст, масло. Частное собрание
Николай Галахов. Июль на Волге. 1983. Холст, масло. Частное собрание

Пейзажную лирику продолжает произведение Михаила Александровича Дудина (1916-1993). Он напоминает нам об ароматной примете июля: «исходят липы цветом» и «мёдом пахнет вся округа»:

Михаил Дудин
Июль

Июль. Исходят липы цветом.
У лета дел невпроворот.
С утра, разбуженный рассветом,
Пчелиный трудится народ.
Спешит. И в том его заслуга,
Судьбы великая страда.
И мёдом пахнет вся округа,
Деревья, воздух и вода.
Земли и неба мир раздольный,
Его насущные дела.
А липы, словно колокольни,
Гудят во все колокола.


У
Николая Петровича Крымова (1884-1958) есть работа, которая так и называется «Когда цветут липы», что для нас означает – июль. Художник сохранял в своем творчестве традиции русского пейзажа, считая своим учителем в искусстве Исаака Левитана, хоть на самом деле он не успел застать Левитана в училище. При этом Николай Крымов с юмором говорил о своих произведениях: «Я умею писать только кусты и заборы, но это я делаю лучше всех». Вот сегодня мы и посмотрим на его деревья, а именно на липы в цвету.

Николай Крымов. Когда цветут липы. 1947. Холст, масло. 57 x 70. Государственная Третьяковская галерея
Николай Крымов. Когда цветут липы. 1947. Холст, масло. 57 x 70. Государственная Третьяковская галерея

И ещё немного про липы. Вера Евгеньевна Аренс (1883-1962) предпочитает липовому аромату запах книжных обложек и «шелест страниц»:

Вера Аренс
Июль

Все насыщено зноем и запахом липы.
Убран в пышные травы душистый июль
На столе – запыленные книжные кипы,
На окне – чуть колышется облачный тюль.
За окном золотистые видны дорожки,
Группы сочных пионов и палевых роз.
Я лениво стихов вытираю обложки
И вдыхаю привычный, пьянящий наркоз.
И душа наполняется жуткой отравой:
Мне не нужно пионов пурпурных, ни лип,
Я хочу только пряной питаться приправой,
Слушать шелест страниц и писания скрип.
1913


А я предлагаю не противопоставлять одно другому. Ведь так приятно в тени раскидистых лип дышать их сладким ароматом и читать увлекательную книжку.
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) показал нам такой чудесный момент на картине «Демьяново. В тени лип». Работа была написана в усадьбе Демьяново Клинского уезда, где художник жил в летние месяцы с семьей и много работал на пленэре. На скамейке в липовой аллее он запечатлел свою жену с сыном. От картины веет спокойствием и уютом.

Аполлинарий Васнецов. Демьяново. В тени лип. 1907. Холст, масло. 72 x 98. Государственная Третьяковская галерея
Аполлинарий Васнецов. Демьяново. В тени лип. 1907. Холст, масло. 72 x 98. Государственная Третьяковская галерея

Еще один характерный признак июля – это розовеющие поляны цветущего иван-чая. Как заметил прекрасный поэт-песенник, автор песни «Оренбургский пуховый платок», Виктор Фёдорович Боков (1914-2009), нежный иван-чай «полыхает, бушует, повторяет нежнейшие краски зари», а это значит, что «лето в разгаре»:

Виктор Боков
Иван-чай

Ничего я не знаю нежней иван-чая!
Своего восхищенья ни с кем не делю.
Он стоит, потихоньку головкой качая,
Отдавая поклоны пчеле и шмелю.
Узнаю его розовый-розовый конус,
Отличаю малиновый светлый огонь.
Подойду, осторожно рукою дотронусь
И услышу мольбу: «Не губи и не тронь!
Я цвету!» Это значит, что лето в разгаре,
В ожидании благостных ливней и гроз,
Что луга еще косам стальным не раздали
Травяной изумруд в скатном жемчуге рос.
Он горит, иван-чай, полыхает, бушует,
Повторяет нежнейшие краски зари.
Посмотри, восхитись, новоявленный Шуберт,
И земле музыкальный момент подари!
1960


Куст цветущего иван-чая (он же кипрей) изобразил в своей картине
Всеволод Андреевич Баженов (1909-1986). Много лет художник руководил работой в Доме творчества Старая Ладога. Он был мастером пленэрной живописи и очень любил писать полевые цветы. Картина «Иван-чай» была создана мастером с натуры в Рождествено под Ленинградом. В начале 90-х картину приобрели у наследников в частное собрание, но не раз она участвовала в выставках в Санкт-Петербурге.

Всеволод Баженов. Иван-чай. 1976. Картон, масло. 21,5 x 27. Частное собрание
Всеволод Баженов. Иван-чай. 1976. Картон, масло. 21,5 x 27. Частное собрание

Конечно, в июле распускается огромное количество цветов: и розы, и флоксы, и лилии, а также продолжают цвести колокольчики, ромашки, васильки… Всех и не перечислишь. А уж какие стоят ароматы! То, как «с полей в растворённые окна понесётся сильней аромат», подметил в своем стихотворении Николай Порфирьевич Греков (1807-1866):

Николай Греков
В июле

Зарумянилась вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдёшь.
Солнце ходит высоко над сводом
Раскалённых от зноя небес.
Пахнет липа душистая мёдом,
И шумит полный сумрака лес.
Облаков золотые волокна
Ввечеру весь затянут закат,
И с полей в растворённые окна
Понесётся сильней аромат.


Прекрасный букет на фоне солнечного деревенского пейзажа изобразил в своей работе ещё один представитель ленинградской школы живописи
Борис Иванович Шаманов (1931-2008). Полевые цветы в простой стеклянной вазе, на деревянном столике в саду, на фоне плетня и высокого голубого неба – одним словом «Июль».

Борис Шаманов. Июль. 1986. Холст, масло. 107 х 115. Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Москва
Борис Шаманов. Июль. 1986. Холст, масло. 107 х 115. Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Москва

Очень интересно представил июль Борис Леонидович Пастернак (1890-1860). У него это – «дачник-отпускник… домой сквозь окна вхожий»:

Борис Пастернак
Июль

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
1956


Да и, правда, июль, как и всё лето, больше ассоциируется с загородной жизнью, с дачей, со временем, проведенным на природе. Вот и художники спешат за новыми впечатлениями, свежими мотивами и сюжетами за город.
Порфирий Никитич Крылов (1902-1990) любил в летние месяцы работать в Поленово на берегу Оки. Красоты этих мест вдохновляли его на создание теплых проникновенных пейзажей. Один из них – «Июль. Поленово».

Порфирий Крылов. Июль. Поленово. 1967. Холст, масло. Государственный Русский музей
Порфирий Крылов. Июль. Поленово. 1967. Холст, масло. Государственный Русский музей

И нельзя не вспомнить, что июль – «сладкоежка». Сколько ягод созревает в саду и в лесу. Многие поэты воспели в своих стихах и малину, и чернику, и вишню, и смородину. И у меня всё это почему-то сплелось в шаламовскую «погоду детства», и захотелось вспомнить именно детские стихи. Такие простые, как у Агнии Львовны Барто (Волова,1906-1981):

Агния Барто
Нарисуем огород (отрывок из стихотворения «Машенька»)

Нарисуем огород,
Там смородина растёт –
Два куста смородины,
Ягоды, как бусины.
Чёрные – Володины,
Красные – Марусины.


И тут хочется показать удивительную акварельную работу
Фёдора Ивановича Толстого (1783-1873). Это натюрморт-обманка «Ягоды красной и белой смородины», в котором он на своем автографе нарисовал как «живые» несколько капель, одна из них словно линза увеличивает букву «о». А ягоды будто светятся изнутри, отражая солнечный свет. Эту акварель художник подарил императрице Елизавете Алексеевне, а в ответ получил бриллиантовый перстень стоимостью в 1500 рублей. Натюрморт с веткой смородины так восхитил императрицу, что она впоследствии сделала не один заказ художнику. Федор Толстой вспоминал: «Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала!.. Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной».

Фёдор Толстой. Ягоды красной и белой смородины. 1818. Акварель, белила. 17,4 x 23,8. Государственная Третьяковская галерея
Фёдор Толстой. Ягоды красной и белой смородины. 1818. Акварель, белила. 17,4 x 23,8. Государственная Третьяковская галерея

Да, и летние походы в лес за грибами и ягодами больше связаны с детскими воспоминаниями, когда «утренним росистым холодком лесная глубь навстречу нам дышала». Об этом великолепно написала Мария Андреевна Пожарова (1884–1959). А сколько прелести в слове «кузовок»:

Мария Андреевна Пожарова
В лесу

Чуть рассвело, мы вышли с кузовком
В румяном блеске тучка проплывала,
И утренним росистым холодком
Лесная глубь навстречу нам дышала.
Раздвинули затейливую сеть
Глухих ветвей и вышли на дорожку.
Вот первый гриб! Как весело глядеть
На крепкую, приземистую ножку,
На красный бархатистый колпачок!
А там второй, забавный и пригожий,
Запрятался под высохший листок!
Кусты черники у мохнатых пней
Блестят на солнце... Сколько ягод спелых!
Вот промелькнули в золоте лучей
Две бабочки на крыльях нежно-белых...
Мы надышались вереском, смолой,
Аукались из глубины зеленой...
Отяжелел наш кузовок плетеный,
И гордо мы несли его домой!


Лесную опушку в знойный июльский день мы найдем на картине
Аркадия Александровича Пластова (1893-1972) «Летом». Здесь уже собранные дары леса – грибы и ягоды, девочка продолжает обрывать малину, бережно складывая её в кружку, её старшая спутница отдыхает в траве, а верный пес охраняет своих хозяек и их «богатство». Яркие краски очень хорошо передают атмосферу жаркого летнего дня.

Аркадий Пластов. Летом. 1954. Холст, масло. 160 x 112,5. Государственный Русский музей
Аркадий Пластов. Летом. 1954. Холст, масло. 160 x 112,5. Государственный Русский музей

А как замечательно проводить летние дни на дачной веранде. Пить чай или компот, есть ягоды, читать книгу или вести душевные разговоры, глядя в большие окна на красоту летнего сада. Так Всеволод Александрович Рождественский (1895–1977) предлагает посмотреть на то, как «расчерченный на ромбы и квадраты, мир разноцветный виден из окна»:

Всеволод Рождественский
Веранда

Просторная веранда. Луг покатый.
Гамак в саду. Шиповник. Бузина.
Расчерченный на ромбы и квадраты,
Мир разноцветный виден из окна.
Вот посмотри – неповторимо новы
Обычные явленья естества:
Синеет сад, деревья все лиловы,
Лазурная шевелится трава.
Смени квадрат – все станет ярко-красным:
Жасмин, калитка, лужи от дождя...
Как этим превращениям всевластным
Не верить, гамму красок проходя?
Позеленели и пруда затоны
И выцветшие ставни чердака.
Над кленами все так же неуклонно
Зеленые проходят облака.
Красиво? Да. Но на одно мгновенье.
Здесь постоянству места не дано.
Да и к чему все эти превращенья?
Мир прост и честен. Распахни окно!
Пусть хлынут к нам и свет и щебет птичий,
Пусть мир порвет иллюзий невода
В своем непререкаемом обличьи
Такой, как есть, каким он был всегда!


Очень созвучна по атмосфере веранде Всеволода Рождественского картина
«Июль» мастера городского пейзажа и жанровой живописи, московского художника Игоря Александровича Попова (1927-1999). Мама с дочкой, оставив игрушки, сидят на крылечке и слушают сад. Так хорошо!

Игорь Попов. Июль. 1976. Холст, масло. Частное собрание
Игорь Попов. Июль. 1976. Холст, масло. Частное собрание

И завершить июльскую подборку хочется стихотворением знаменитого советского поэта и прозаика Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971):

Александр Твардовский
Июль
макушка лета…

Июль – макушка лета, –
Напомнила газета,
Но прежде всех газет –
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, –
Ку-ку, ку-ку, – макушка, –
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль – макушка лета.
1941


Ну, для кого-то пол-лета нет, а для кого-то пол-лета ещё впереди! Надеюсь, вы относитесь ко второй категории. Радуемся солнцу, теплым вечерам, отпускам, цветам, ягодам и всему тому, что нам щедро дарит июль!

С любовью, ваша Света В.

Другие мои статьи с картинами и стихами о временах года и месяцах года можно посмотреть в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»

Живопись в поэтическом сопровождении | Света В Литературе и Искусстве | Дзен

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Подписавшись, вы всегда будете знать о выходе новых публикаций.

Света В Литературе и Искусстве

О художнике Станиславе Жуковском в канале есть целая серия статей. Вот первая из них:

Историю жизни и творчества Аполлинария Васнецова можно узнать в его музее и моем рассказе о нем:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц