В Галерее Загорье проходит выставка «Век искусства. Коллекция семьи художника». Художник и создатель коллекции Леонид Гландин дал интервью нашей команде.
Расскажите, пожалуйста, про тему и идею выставки?
Вы знаете, хотелось, конечно, показать в этом зале небольшую часть наших коллекций, потому что коллекция уникальная, она с тридцатых годов прошлого века, и, естественно, я воспользовался предоставленной возможностью выставить десятую часть нашей коллекции. Мне показалось, что будет интересно показать работы небольшого формата. Любопытно, что небольшой формат, я считаю начальным этапом творчества художника, то есть он все начинает с мысли воплощения работы. Потом это переходит в какие-то небольшие зарисовки, эскизы, наброски. И как раз этот момент перехода мысли к реализации воплощается в таком небольшом формате. Вот что интересно, что я считаю, что это такое совпадение, случайное или нет. Я буквально вот позавчера побывал в Третьяковке, на выставке, которая называется «От мала до велика». Я увидел информацию и сразу пошел на эту выставку. И как раз эта тема, она очень перекликается с нашей, потому что там предоставлены работы, начиная от трех сантиметров буквально и до там полутора-двух метров. И там написано неординарные форматы, а точнее размеры. У нас здесь предоставлены авторы, которые также находятся в Третьяковской галерее. Это Леонард Туржанский, Ростислав Барто, мой отец - Алексей Гландин, а также Георгий Низкий. Это совершенно великолепные, конечно, художники, которые также любили работать для себя в небольшом формате. Мне, например, посчастливилось в свое время побывать в гостях у Ирины Леонардовны Туржанской, это дочь Туржанского. И она показывала вот эти работы маленькие, совершенно маленькие Леонардо Туржанского, которые смотрелись как бриллианты, и для меня это просто был восторг. И в силу нашей дружбы она подарила один этюд, который также здесь экспонируется на нашей выставке, а также родители дружили с Георгием Низким. На выставке, кроме двух небольших этюдов, которые явились как раз начальным этапом для больших серьезных произведений, здесь представлен в витрине каталог Георгия Григорьевича Низкого. Выставка его была в Третьяковской галерее, а он подарил этот каталог родителям, и достаточно часто мы приезжали на Масловку в его мастерскую, и он приезжал к нам. Я его прекрасно помню, он спортсмен, был очень харизматичным человеком и великолепной личностью. О каждой работе я могу рассказывать очень долго, например, Ростислав Барто. Когда отец руководил в Горячем Ключе, там дача художников. Она, по-моему, сейчас тоже существует. И он, Ростислав Барто, он занимался, в основном, монотипией. Он прекрасно и маслом работал, и пейзажи писал. Но в тот период творчества он как раз вот занимался монотипией, его учитель Александр Шевченко - виртуозный человек, я всегда с восхищением смотрю на его работы.
На выставке представлена коллекция произведений семейной династии Гландиных-Салганик, охватывающую почти целый век — с 1930-х. Расскажите, как вы решили собирать и показать коллекцию широкому зрителю?
Я периодически делаю выставки. У нас не так давно, в 2023 году, была выставка в галерее на Чистых прудах. Там были представлены работы другого формата - и метровые, и полутораметровые. Я считаю, своим долгом, чтобы зритель видел это, потому что это действительно вклад в искусство. Конечно, эти выставки пользуются большой популярностью, и надеюсь эта не будет исключением.
Расскажите, что вдохновляет вас на создание работ представленных на выставке?
Создание работы происходит всегда по-разному. Вы знаете, я такой, можно сказать, более эмоциональный и то есть я не знаю, что будет дальше, говоря о долгосрочных проектах. Но достаточно часто бывают предложения поехать пленэр. Недавно было предложение поехать в Великий Устюг. Но, в связи с выставкой, мне пришлось, конечно, отказаться. Хотя я с удовольствием выезжаю на пленэр, это как свежий глоток воздуха, всегда видишь какие-то новые пейзажи, какие-то новые ощущения. Кстати, мы стоим прямо перед моим пейзажем, который я писал там же, где и Саврасов свою знаменитую картину «Грачи прилетели». Там расположен храм, но, тем не менее, там есть и выставочная экспозиция и Костромская земля. Это тоже удивительное место, оно очень вдохновило меня на ряд пейзажей и надеюсь еще доведется возможность продолжить серию работ.
Какие техники, материалы и стили вы использовали для создания работ представленных на выставке?
Здесь много различных техник и материалов, начиная от простого карандаша, например, у отца, Алексея Леонидовича Гландина, на этой выставке представлены и рисунки, и наброски, и офорты. Офорты - удивительная такая техника, которая связана с травлением, с материалом и цинком, с кислотой, но это позволяет напечатать до сотни оттисков. Это представляет огромный интерес, если вспомнить работы Гойя, Рембрандта и, конечно, наших мастеров. Например, у Шишкина очень интересные были офорты. На данный момент очень много мастерков, работающих в этой технике. Также представлена монотипия, например, работы Ростислава Барто, который подарил нам три монотипии подписные. Это, можно сказать, мой первый учитель по монотипии, потому что он сделал заготовку, картонку покрыл ее лаком, объяснил как и что делается. Раньше же не было пластика. Это сейчас трудно себе представить, но тогда приходилось вручную подготавливать материал для монотипии. Сначала нужно нанести лак, подождать пока он высохнет, и потом уже маслом на этой картонке писать, Далее на станке прокатывать, и в обратном изображении получался в единственном экземпляре оттиск. Конечно, меня это очень заинтересовало, я потом сделал несколько монотипий. Но все-таки я всегда был склонен больше к другой технике. Меня очень в свое время заинтересовала техника «пастель», к которой я до сих возвращаюсь. Здесь представлены три мои работы в технике пастель. Это совершенно удивительная техника, ее возможности просто безграничны. В свое время довелось и за рубежом быть, где я видел, что в музеях, допустим, в Париже, есть отдельные залы пастели, отдельные залы Дега, Лотрека, наши мастеров, например, Левитана. Он тоже очень любил пастель, у нас даже была такая выставка, Врубель очень любил. Естественно очень много работ живописных. Масло, конечно, это материал удивительный, безграничный. Я считаю, что оно дает много возможностей, то есть можно писать тонким слоем, можно фактурным, можно на разных материалах. А вот акрил, хоть и работаю с ним иногда, нравится не так, как масло.
Какие эмоции или идеи вы хотите вызвать у зрителей этой экспозицией (не только работы художника, но и идея Династии)?
Я хочу, прежде всего, чтобы зритель увидел разнообразие материала работ и разнообразие техник, именно подбор художников. Мне кажется, что кто-то посмотрит и для них это будет открытие, например, увидят Барто, для кого-то он ассоциируется с поэтессой, хотя это была супруга брата Ростислава, люди поинтересуется какие у него работы, пойдут в Третьяковку, то есть это уже будет какое-то интеллектуальное развитие . Также посмотрят на работы Туржанского. Это совершенно великолепный мастер, который является учеником Коровина, Серова. И, к сожалению, в Третьяковке представлено не так много его работ для широкого зрителя. Я увидел одну большую и, по-моему, маленькие этюды. Считаю, что мастер достоин этого.
Вы передаёте в дар Объединению «Выставочные залы Москвы» работу «Дельфиниумы», 2022 год, расскажите об этой работе?
Я очень люблю, когда есть у меня возможность работать на даче, эти места у меня ассоциируется с родителями, также рядом находится Академическая дача, которую в свое время я посещал очень часто. Там был культурный центр, и люди приезжали, работали по месяцу, то есть выкладывались на полную, делали удивительные работы. Там я познакомился с великолепными мастерами. Также жила даже учительница отца, Лидия Александровна Острова , она прекрасный преподаватель. И когда я работаю, на даче, то, конечно, я испытываю огромное удовольствие. «Дельфиниумы» - это как раз именно та работа, которая передаеи впечатления, возникающие при посещении дачи.