Автор: Дмитрий Горин
Помните, какой отличный принцип сформулировал товарищ Джабраил в легендарной советской комедии «Кавказская пленница»? Ну как же, этим принципом сегодня руководствуются сотни, может быть сотни тысяч мигрантов. «Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет!». Догадываетесь о ком речь?
Да, да, именно о тех, кто призван предупреждать и пресекать правонарушения. Но увы, некоторые люди в погонах вступают в сговор с преступными группами и частными лицами, говоря казенным языком, с целью личного обогащения, либо извлечения иной выгоды. Практически ежедневно мы читаем о задержании сотрудников полиции, замешанных в преступных схемах.
«Спрут» коррупции в органах
Свежая публикация Telegram-канала Baza поведала нам о том, как в Воронежской области местных полицейских заподозрили в сговоре с мигрантами. Задержанный выходец из Узбекистана признался, что его соотечественники бесплатно облагораживали дачные владения сотрудников правоохранительных органов, которые в награду закрывали глаза на всяческие нарушения закона приезжими. Схема благополучно работала в течение трех месяцев. Однако досрочно (до окончания дачного сезона) эта деятельность была пресечена.
Преступления с участием мигрантов расползаются по всей стране. Вместе с ними все больше регионов охватывает «спрут» коррупции в органах правопорядка. В мае стало известно о задержании по подозрению в организации нелегальной миграции начальника Управления по вопросам миграции УМВД по Тульской области, его заместителя и их подчиненных.
Около двух лет в подмосковной Балашихе действовала группа, организовавшая фиктивную регистрацию мигрантов. За это время незаконно были легализованы 1,5 тысячи приезжих. В преступную группу входили майор и два капитана полиции.
Заметили, как только в заголовке статьи мы читаем о задержании сотрудника МВД, мы даже не сомневаемся - за что именно.
По сведениям Председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина: «…подразделениями Следственного комитета России расследуются дела в отношении должностных лиц, совершивших преступления в сфере миграционного учета. По сравнению с прошлым годом вдвое возросло количество возбужденных уголовных дел данной категории, привлечены к уголовной ответственности 77 фигурантов, среди которых 31 обвиняемый – это сотрудник миграционных подразделений органов внутренних дел».
Противодействовать коррупции в системе МВД России призвано Главное управление собственной безопасности. Однако ГУСВ само является структурным подразделением МВД. Стоит ли объяснять, что при таком положении трудно вести речь о независимых действиях со стороны антикоррупционеров в погонах?
Эффект дырявой лодки
И все же, факты и статистика, изложенные мною выше, никак не отменяют усилий полицейских, честно выполняющих профессиональный долг. Таких немало. Они лично выявляют и пресекают противоправные действия в миграционной сфере.
Нам известно о таком случае в Приморье, где сотрудники УМВД уничтожили очаг содействия нелегальной миграции. В Санкт-Петербурге некоторое время назад полицией были задержаны 18 участников ОПГ, легализовавших более 7 тысяч мигрантов.
Однако все усилия верных долгу полицейских сводят на нет их недобросовестные коллеги. Пока одни сотрудники МВД борются с преступностью в миграционной сфере, другие сами становятся на путь преступления, завозя нелегальных иностранцев сюда пачками и покрывая их.
Это напоминает лодку с пробитым дном. Сколько не вычерпывай воду, все бессмысленно, она продолжает заполнять судно. Превращение страны в кишлак идет полным ходом.
Что делать: из личного опыта
Вот тут-то, когда уже охватывает отчаяние, надо попытаться обратиться к какому-нибудь позитивному и эффективному опыту. Может быть, зарубежному? Не уверен, поскольку редко что-то иноземное успешно приживается на нашей почве. К тому же, как сказал мне по секрету один знакомый олигарх, имеющий бизнес по всему свету, от нас они мало чем отличаются. Разве, что суммы взяток кратно больше.
А что же наш собственный опыт? Неужели нам нечего позаимствовать у себя самих? А вот и есть.
Давайте вспомним для начала, в какой сфере еще лет 15-20 лет назад было распространено тотальное взяточничество. Разумеется в ГАИ. Инспекторы, важные люди в милицейской форме, прятались с радарами по кустам на федеральных трассах, тормозили авто по поводу и без, придирались по пустякам, лишь бы «заработать» на жизнь. А предусмотрительные водители возили с собой пачку сотенных купюр, отправляясь в дальнее путешествие. А сколько анекдотов ходило про гаишников в ту пору! Сегодня и анекдоты эти не актуальны, да и сами взятки на дороге остались лишь в преданиях. Все это произошло после того, как место сотрудника Госавтоинспекции, фиксирующего нарушения, повсеместно заняли камеры. Как только человека заменил бесстрастный и неподкупный аппарат, немедленно развалилась коррупционная схема.
Что больше всего потрясает в этой революции, что никакие силы не пролоббировали интересы многотысячной армии инспекторов-взяточников. А ведь потоки денег поднимались высоко, очень высоко. В общем, до сих пор этот опыт кажется чудом. Но это наш успешный опыт и, замечу, в той же системе МВД.
Как применить его в миграционной сфере? Думаю, главное до минимума исключить роль сотрудника миграционной службы в решении судьбы приезжего. Здесь в помощь и полиграф и биометрия, и централизованная база. Вообще, у нас есть целое Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Вот бы ему поактивнее включиться в эту работу.