Играть на гитаре Александр Городницкий научился в очень зрелом возрасте, когда его сочинения уже вошли в сокровищницу авторской песни. Чтобы стать великим бардом, ему даже не потребовался инструмент.
«На материк»
Александр Моисеевич — выдающийся геофизик, полжизни проведший в исследовательских походах. После окончания университета молодого учёного занесло на Крайний Север, где под влиянием местного острожного фольклора он написал несколько песен: например, «Перелётные птицы», «Чёрный хлеб», «На материк». Последняя является наиболее известным произведением Городницкого того периода. Сочинение быстро зажило своей жизнью, обросло мифологией и стало популярным среди поселенцев-арестантов. Некоторые даже знали, где находится могила «автора» душевных строк. Вряд ли кто-то из них согласился бы с тем, что песня написана молодым геофизиком в 1960 году в Туруханском крае.
«Паруса “Крузенштерна”»
Первая полугодовая морская экспедиция в жизни Городницкого началась в декабре 1961 года. Он ступил на борт 4-мачтового барка «Крузенштерн» 1926 года, только-только прошедшего капитальный ремонт. Александр Моисеевич ходил на судне 5 лет по Северной Атлантике, приставал к иностранным берегам. Любимому кораблю в 1962-м бард посвятил отдельную песню — «Паруса “Крузенштерна”», ставшую его гимном.
«Над Канадой»
В 1963 году, во время третьего похода на «Крузенштерне», Городницкий впервые побывал в другой стране. Судно три месяца не заходило ни в один порт, пока в апреле не сделало стоянку в канадском Галифаксе. Заморские пейзажи показались тосковавшему по родным пенатам поэту знакомыми и вдохновили на новые строки.
«На заснеженном холмистом берегу стояли столь милые нашим стосковавшимся глазам берёзовые рощи, сменявшиеся сосняком. Пейзаж настолько напоминал родное Подмосковье, что у всех защемило сердце».
«Атланты»
За пару месяцев до канадской паузы Городницкий, находясь посреди атлантических просторов, вспоминал любимый Ленинград. Одним из самых дорогих сердцу мест барда является Эрмитаж, куда Александр Моисеевич ходил с родителями ещё до войны.
«Слово “Ленинград” никак не связано для меня со словом Ленин. Ленинград — третье слово в моей жизни, которое я услышал после слов папа и мама. Я блокадник, и для меня нет Петербургской блокады…»
Атланты в песне Городницкого — это не только величественные очеловеченные глыбы у Нового Эрмитажа, это и сильные люди. Горожане, на долю которых выпали тяжёлые испытания, но которые сумели на своих плечах «удержать небо». В 2018-м руководство музейного комплекса и артист подписали соглашение об использовании песни в качестве официального гимна Эрмитажа.
Фото: соцсети