Программа проходит в виде командной «игры по станциям», содержит три основных направления:
1. Профилактика терроризма и экстремизма.
2. Основы безопасности жизнедеятельности.
3. Основы противопожарной безопасности.
Дополнительно, в ходе программы отрабатываются основы безопасного поведения в сети интернет.
Площадка, где проводится мероприятие поделена на четыре игровых зоны, три из которых являются станциями, где участники получают инструктаж и выполняют задания. Четвертая площадка – основная, организационная, так же является одной из станций, где участники могут заработать дополнительные баллы.
Команды формируются на месте, из всех прибывших на мероприятие участников. По итогам выполненных заданий, команда получает определённое количество баллов в маршрутный лист. Так же, инструктор-аниматор выдает жетоны самым активным участникам команды. Таким образом происходит подсчет индивидуальных и коллективных баллов (для последующего вручения индивидуальных и коллективных призов.
Призы вручаются троим лучшим участникам, всем остальным игрокам команд вручаются поощрительные призы за 1, 2 и 3 место.
Сценарий программы.
12.00 – 12.20 На основной площадке ведущие начинают программу. Знакомятся с участниками, анонсируют игру, формируют команды, раздают маршрутные листы.
Ведущий. Здравствуйте уважаемые школьники!
Ведущая. Мы очень рады что вы пришли на сегодняшнюю программу, потому что она является очень важной и значимой для всех.
Ведущий. Вы – это будущее нашего города и нашей страны. Будущее должно быть безопасным!
Ведущая. В нашей сегодняшней программе «Территория безопасности», мы затронем очень важные темы и вопросы, ответы на которые должен знать каждый.
Ведущий. Сегодня мы с вами займемся вопросами профилактики терроризма и экстремизма, познакомимся, или повторим правила противопожарной безопасности и основы безопасности жизнедеятельности.
Ведущая. Так же мы обязательно обсудим правила безопасного поведения в интернете.
Но перед тем как начать, давайте выясним, что же такое «терроризм» и экстремизм?
Ведущие общаются с участниками (вопрос/ответ), за тем в доступной для подростков форме объясняют значение понятий «терроризм» и «экстремизм».
Терроризм – понятие не простое. Говоря понятным языком - это поведение основанное на применении террора, то есть, запугивания, устрашения, насилия. Это угроза обществу и отдельно взятому человеку.
Экстремизм – это приверженность крайним взглядам, методам действий. Это деятельность или убеждения, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Например, действия несущие призывы к насилию, угрозы, шантаж. Так же это открытое проявление ненависти к какой-либо группе людей.
Таким образом, мы можем сказать, что терроризм и экстремизм – это понятия связанные между собой. Экстремизм может привести к терроризму.
Мы все живём в обществе, где действуют определённые законы и порядки, которые мы обязаны соблюдать. Терроризм и экстремизм – это прямое нарушение закона и порядка, нарушение прав, свобод и безопасности других людей.
И сейчас в процессе командной игры мы научимся очень важным вещам:
1. Как максимально обезопасить себя от проявления терроризма и экстремизма.
2. Как вести себя в сложных непредвиденных ситуациях
3. Как не попасть под влияние террористических и экстремистских группировок.
Так же, как уже говорилось раннее, мы узнаем о самых важных правилах безопасности жизни и противопожарной безопасности, которая тоже является залогом безопасности жизни!
Добро пожаловать на «Территорию безопасности»!
Итак, первым делом мы разделимся на команды.
Ведущие формируют команды, выбирают капитанов, придумывают названия команд.
Проводят конкурс, направленный на сплочение команды.
Раздают маршрутные листы.
Ведущий. Игра будет проходить следующим образом: сейчас, согласно своему маршрутному листу, каждая команда отправляется на свою точку, где будет выполнять определённые задания. Выполнив задание, вы отправляетесь на следующую точку. Если же она ещё занята, вы можете подойти к нам и заработать дополнительные баллы.
12.20 – 13.00 Участники отправляются на игровые точки (станции), согласно своим маршрутным листам. На каждой точке участники получают инструктаж, затем выполняют одно, или несколько заданий.
1. Станция «Профилактика терроризма и экстремизма».
· Инструктор задаёт участникам общие вопросы на тему терроризма и экстремизма, ещё раз рассказывает, что такое терроризм и экстремизм (то о чём говорили ведущие). Рассказывает о концепции национальной безопасности и правилах поведения в непредвиденной ситуации в форме вопрос-ответ:
1. Как вы думаете, что такое национальная безопасность?
Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов направленная на обеспечение безопасности личности, и общества от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В обеспечение национальной безопасности может внести свою лепту каждый человек.
2. Как вы считаете, как можно обеспечить безопасность для общества?
Начинать следует с себя. Основа безопасного существования общества – это в первую очередь взаимное уважение. Уважение ко всем людям с их различными взглядами (не противоречащими закону). Так же, это уважение к людям разных национальностей, с их культурными традициями.
3. Как не попасть под влияние экстремистских и террористических группировок?
Очень часто экстремистские настроения появляются у людей не имеющих достаточное количество интересных и полезных увлечений в различных сферах. По-этому, для того чтобы не попасть под влияние экстремистских, террористических группировок, каждому человеку необходимо учиться, заниматься полезной общественной деятельностью, заниматься различными видами творчества и конечно уважать окружающих его людей! Необходимо быть осторожным и внимательным в общении с новыми знакомыми.
· Викторина по профилактике терроризма и экстремизма
Для разработки викторины использованы материалы с официального сайта www.fsb.ru
1.Кто такие террористы?
А) Терроризм – это преступление, значит, террористом можно
назвать любого преступника.
Б) Террорист – это преступник, который добивается своих целей,
используя незаконные способы воздействия – террористические
акты.
В) Террористы – это люди, которые взрывают здания.
2. Что называют «террористическим актом»?
А) Террористический акт – это любое действие, направленное
против закона.
Б) Террористический акт – это сговор двух и более лиц для
изготовления взрывного устройства.
В) Террористический акт – это совершение взрыва, поджога, захвата
заложников, транспорта с пассажирами или здания с целью
устрашения населения.
3. Какое первое правило человека, попавшего в заложники к
террористам?
А) Любыми способами сопротивляться.
Б) Не противодействовать и не спорить.
В) Найти способ связаться с внешним миром.
Комментарии к ответу (официальная информация www.fsb.ru , озвучивают ведущие в самом финале игры)
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВДРУГ ТЫ ОКАЗАЛСЯ В ЗАЛОЖНИКАХ?
К сожалению никто из нас не защищен от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов. На данный момент подробных рекомендаций и требований к тому, как вести себя, если ты оказался в заложниках пока не разработано. Но общие рекомендации дать можно. В случае если вы оказались в заложниках необходимо обратить внимание на следующие моменты:
ПРИ ЗАХВАТЕ:
Как показало развитие событий при захвате заложников в "Норд-Осте" и Беслане, только в этот момент есть реальная возможность скрыться с места происшествия. Наверное, это в основном относится ко взрослым людям, которые могут трезво оценивать обстановку вокруг себя. Если рядом нет террориста и нет возможности поражения, нельзя просто стоять на месте. Если есть такая возможность, необходимо убежать с места предполагаемого захвата.
ЕСЛИ ВЫ ВДРУГ ОКАЗАЛИСЬ ЗАХВАЧЕННЫМИ:
Нужно настроиться на то, что моментально вас никто не освободит. Нужно психологически настроить себя на длительное пребывание рядом с террористами. При этом необходимо твердо знать, что в конечном итоге вы обязательно будете освобождены. Необходимо также помнить, что для сотрудников спецназа на первом месте стоит жизнь заложников, а не их собственная жизнь. Находясь рядом с террористами, необходимо установить с ними общий психологический контакт. Не обязательно нужно с ними разговаривать. Но не в коем случае не нужно кричать, высказывать свое возмущение, громко плакать, потому что очень часто террористы находятся под воздействием наркотических средств и в целом очень возбуждены. Поэтому плач и крики действуют на них крайне негативно и вызывают в них лишнюю агрессию. Необходимо настроить себя на то, что достаточно продолжительное время вы будете лишены пищи, воды и возможно движения. Поэтому нужно экономить силы. Если воздуха в помещении мало, необходимо меньше двигаться, чтобы экономнее расходовать кислород. Если вам запрещают передвигаться по зданию, необходимо делать нехитрые физические упражнения. Просто напрягать мышцы рук, ног, спины √ то есть необходимо заставлять себя двигаться. Кроме этого необходимо заставлять работать свой головной мозг, чтобы не замкнуться в себе и не потерять психологический контроль. Вcпоминайте содержание книг, решайте математические задачи, если кто-нибудь знает молитвы, может молиться. При этом необходимо твердо знать, что с террористами ведутся переговоры и, в конечном итоге, вы обязательно будете освобождены.
4. Что такое штурм?
А) Операция спецслужб по освобождению заложников.
Б) Согласованные и организованные действия заложников, направленные на освобождение террористического захвата.
В) Согласованные и организованные действия заложников, направленные на то, чтобы как можно скорее покинуть захваченное здание.
5. Как правильно вести себя во время штурма
А) Всеми возможными способами стараться помогать штурмовикам обезвредить террористов
Б) Держаться подальше от террористов. Занять позицию подальше от окон и дверных проемов.
В) Держаться подальше от террористов. Занять позицию ближе к окнам, или дверным проемам, для того, что бы было проще покинуть здание при первой возможности.
Комментарии к ответу (официальная информация www.fsb.ru , озвучивают ведущие в самом финале игры)
ВО ВРЕМЯ ШТУРМА:
Если вы поняли, что начался штурм, необходимо занять позицию подальше от окон и дверных проемов (при обстреле осколки стекла и строительных конструкций могут причинить дополнительные травмы). Также нужно держаться подальше от террористов, потому что при штурме по ним будут работать снайперы. Не нужно никакой личной бравады. Большинство людей не обладают специальной подготовкой, поэтому не нужно хватать оружие, чтобы вас не перепутали с террористами. Если вы услышали хлопки разрывающихся свето-шумовых гранат, когда яркий свет бьет в глаза, звук ударяет по ушам или вы почувствовали резкий запах дыма, необходимо просто упасть на пол, закрыть глаза, ни в коем случае их не тереть, закрыть голову руками и ждать пока сотрудники специальных подразделений не выведут вас из здания.
6. Что нужно сделать в первую очередь, если вы услышали взрыв в
здании – и рядом начали разрушаться и падать вещи, мебель и
другие большие предметы?
А) Сразу бежать к выходу, уворачиваясь от обломков. Спускаться на
лифте – так быстрее. Затем позвать на помощь.
В) Укрыться от обломков под столом или в дверном проѐме. Если
укрыться негде - упасть на пол, защитить затылок руками. Затем
покинуть здание, используя лестницы.
Г) Найти укрытие и не выходить из него, даже если обломки уже
перестали падать. Если укрытия нет, то можно спрятаться в
вентиляционной шахте.
Комментарии:
Если произошёл взрыв, необходимо:
Упасть на пол, закрыв голову руками и поджав под себя ноги
Как можно скорее покинуть это здание и помещение
Ни в коем случае не пользоваться лифтом
7. Если вы обнаружили подозрительный предмет в транспорте, кому
нужно сообщить об этом в первую очередь?
А) Нужно позвонить 112.
Б) Нужно сообщить кондуктору или водителю.
В) Нужно сообщить своим родителям.
Комментарии к ответу
Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания.
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).
Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.
Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.
Во всех перечисленных случаях:
не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;
зафиксируйте время обнаружения предмета;
постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;
обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем);
Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.
9. Как нужно вести себя при учебной эвакуации в школе?
А) Нужно внимательно слушать, что говорит учитель, но помнить, что это тренировка.
Б) Внимательно слушать, что говорит учитель, при этом стараясь выбраться
наружу как можно быстрее.
В) Нужно четко следовать инструкциям учителя, не отвлекаться ни
на что. Запомни эвакуационный путь и выходы. Если вы сделаете
всѐ правильно на учебной эвакуации – то в реальной чрезвычайной
ситуации будете знать, что делать.
10. Можно ли присматривать за чужим багажом на вокзалах и станциях,
если тебя попросили об этом?
А) Мирные граждане должны помогать друг другу. Конечно, да.
Б) Вы не знаете, что может быть в чужой сумке. Ни в коем случае не соглашаться.
В) Если человек, который попросил присмотреть за багажом,
ребёнок или женщина – то можно.
· Командная эстафета, направленная на развитие умения действовать организованно.
2. Станция «Основы безопасности жизнедеятельности».
· Инструктаж по основам безопасности жизнедеятельности (в форме вопрос-ответ)
1. Зачем изучать основы безопасности жизнедеятельности?
Знание основ безопасности жизнедеятельности необходимо для умения правильно, грамотно себя вести как в повседневной жизни, так и в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях различного характера.
2. В каких ситуациях может пригодится знание ОБЖ?
При пожаре, при различных природных катастрофах, авариях, при необходимость оказать помощь пострадавшему, при нахождении в толпе, и других ситуациях.
Так же, для формирования здорового и безопасного образа жизни, получения начальных знаний об обороне государства.
· Викторина
1. Назовите единый телефон спасения, который должен знать каждый? (112)
2. Если вы попали в быстро движущийся поток (толпу) людей, что нужно делать?
А) Нужно двигаться навстречу потоку, чтобы выбраться из него.
Б) Чтобы выбраться из потока нужно идти перпендикулярно ему.
В) Нужно идти вместе с потоком, прямо по направлению движения, стараясь не упасть.
Рекомендации мвд.рф
Если вы оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из неё.
Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.
Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.
Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.
Не держите руки в карманах.
Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.
Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа.
Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.
Если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, "выныривайте", резко оттолкнувшись от земли ногами.
Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.
Попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним.
Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.
При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.
Не присоединяйтесь к митингующим "ради интереса". Сначала узнайте, санкционирован ли митинг, за что агитируют выступающие люди.
Не вступайте в незарегистрированные организации. Участие в мероприятиях таких организаций может повлечь уголовное наказание.
Во время массовых беспорядков постарайтесь не попасть в толпу, как участников, так и зрителей. Вы можете попасть под действия бойцов спецподразделений
3. О чём говорят следующие симптомы, при получении травмы?
Сильная боль в месте травмы, отёк, Неестественное положение конечности. (Перелом)
4. Какое правило необходимо соблюдать накладывая шину при переломе?
При наложении шины нужно помнить основное правило:
шина накладывается с таким расчетом, чтобы закрепить два сустава - один выше, а второй ниже перелома. Исключением являются переломы плеча и бедра, когда шина должна фиксировать три, т. е. все суставы конечности.
5. Первая помощь при кровотечении?
Наложение жгута
6. Максимальное время наложения кровоостанавливающего жгута в летнее время не должно превышать…
А) 1,5 часов; Б) 1 часа;
В) 30 минут; Г) 2-х часов
7. Выберите правильное направление выхода из зоны химического заражения (например при распылении ядовитого газа)
А) перпендикулярно направлению ветра;
Б) по направлению ветра;
В) навстречу потоку ветра.
8. При укусе (присасывании) клеща необходимо:
А) обильно смазать насекомое жиром или маслом, затем вращательными движениями извлечь;
Б) вырезать клеща острым предметом;
В) прижечь место укуса йодом;
Г) вырвать клеща пальцами (пинцетом) и смазать место укуса йодом
При укусе клеща, для его извлечения лучше обратиться в медицинское учреждение. Если такой возможности нет, после самостоятельного извлечения клеща, его следует отвезти в лабораторию для проведения анализа на опасные заболевания (инцефалит, барелиоз).
9. При ожоге необходимо:
А) смазать место ожога маслом и присыпать стрептоцидом;
Б) обработать место ожога марганцовкой;
В) проколоть образовавшиеся пузыри;
Г) охладить обожжённое место под струёй холодной воды, или с помощью льда.
10. Что такое фишинг?
Это вид интернет-мошенничества, в ходе которого злоумышленники получают доступ к конфиденциальной информации пользователя, такой как логин и пароль. Используется для массовой рассылки от имени популярных брендов, внутри частных сервисов или социальных сетей.
· Практическое задание (оказание первой помощи, наложение повязки пострадавшему)
3. Станция «Основы противопожарной безопасности».
· Инструктаж по противопожарной безопасности (в форме вопрос-ответ)
Назовите основные правила противопожарной безопасности в быту. Что недопустимо в использовании различных электроприборов?
Категорически запрещается включать в электросеть неисправные электроприборы. Не размещайте включенные электроприборы близко к сгораемым предметам и материалам.
Не допускайте одновременного включения в электросеть нескольких мощных потребителей электроэнергии, так как это может привести к перегрузке электросети.
Не следует заклеивать электропровода обоями пользоваться ветхими элетрическими удлинителями, так как нарушение изоляции электропроводов может привести к короткому замыканию и последующему пожару.
Какие правила противопожарной безопасности следует соблюдать на природе?
Разжигать костёр без взрослых нельзя.
Костер в лесу можно разводить только в случае особой надобности и на специально подготовленных местах.
Нельзя бросать в костер баллоны из под аэрозолей, пластиковые бутылки (особенно с закрытой крышкой), бутылки из под розжига и другие опасные предметы.
Тушить костёр следует с особой тщательностью, обязательно проследить, чтобы не осталось тлеющих углей
· Викторина
1. Первое, что нужно сделать, если загорелась электропроводка?
Обесточить сеть, то есть отключить рычаги на электросчетчике, вызвать пожарную бригаду по номеру 112, или 101.
2. Если вас отрезало огнем в квартире на высоком этаже (телефона нет/не работает), как правильнее поступить?
А) Мокрыми полотенцами, простынями заткнуть щели в деревянном проеме, открыть окно и звать на помощь.
Б) сделать веревку из крученных простыней спускаться вниз
В) Обернуться мокрой простынью и выбраться из квартиры
3. Как безопаснее выбраться из помещения, заполненного дымом?
а) На четвереньках или ползком;
б) бегом;
в) катиться кубарем;
4. Назовите признаки ожога второй степени.
а) Покраснение;
б) обугливание всех тканей до костей;
в) появление пузырей;
г) припухлость.
5.Кто первым в нашей стране издал закон о пожарной безопасности?
а) Петр I;
б) Иван Грозный;
в) В. Путин;
г) Екатерина II.
6.Каким средством не стоит тушить горюче-смазочные материалы? топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
А). пеной
Б). песком
В). Водой
7. Каким должно быть место для разведения костра?
А) Удалено от деревьев и кустарников и не далее 10-ти метров от водного источника.
Б) В ненастную погоду костер надо разводить под деревом, крона которого оберегает его от попадания дождя или снега.
В) Место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, веток и обложить камешками.
8. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А) направить на него струю огнетушителя
Б) повалить человека на землю и накрыть платной тканью
В) сорвать с него одежду
9. Для чего белят дымовые трубы печного отопления?
А. чтобы были видны трещины и повреждения
Б. для красоты
В. для улучшения тяги
10. Придя домой, вы почувствовали запах газа. Каковы будут ваши дальнейшие действия?
А. включить свет, позвонить родителям или в аварийную службу
Б. перекрыть основной вентиль подачи газа, открыть окна и двери, пойти к соседям, позвонить родителям или в аварийную служу
В. открыть окна и зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ
· Создание плаката на тему противопожарной безопасности (на формате А-2, или ватман).
Команды которые выполняют задания быстро и освобождаются раньше, чем появляется возможность пройти на следующую станцию приглашаются на центральную площадку. На центральной площадке ведущие со свободными командами проводят конкурсы и викторины на тему безопасного поведения в интернете. Участники получают дополнительные баллы.
О Каких видах интернет-угроз вы слышали?
- суицид-сайты;
- сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
- наркосайты
- сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
- сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростковлюдей теряются коммуникативные навыки);
- сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
- секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).
Как защитить себя в сети интернет?
- Создание надёжного логина и пароля. Удаление логина и пароля при входе с чужого устройства.
- Осторожность с незнакомцами. Многие любят знакомиться в интернете. Но за аватаркой красивой девочки или мальчика, может скрываться немолодой человек, с нехорошими намерениями.
Да, сейчас многие знакомятся в интернете. Прежде чем с кем-то познакомиться стоит хорошо подумать, выяснить, есть ли общие знакомые. Прежде чем идти на встречу, предупредить родителей — куда идете, с кем встречаетесь, когда вернетесь. Первую встречу назначать обязательно в людном месте.
Как вы думаете, что ещё подразумевает под собой «Аккуратность» и безопасное поведение в соцсетях?
Прежде чем опубликовать какую-либо информацию, нужно думать, какие последствия будет иметь публикация. Информацию опасно размещать, если она:
- подвергает опасности жизнь и здоровье человека;
- влечет за собой финансовые проблемы;
- опасна для репутации (чужие личные снимки, публикации на религиозные темы, обсуждение национальных конфликтов);
- нарушает законы и может стать поводом для административного или уголовного преследования
,
13. 00 – 13.20 Все участники приглашаются на центральную площадку.
Судьи подсчитывают командные баллы. Ведущие на центральной площадке подводят озвучивают правильные ответы на все вопросы, подробно рассказывают о правильном выполнении всех заданий. Затем, проводят спортивную игру для всех участников.
13.20 Награждение победителей, вручение командных и индивидуальных призов. Фотосессия с противопожарными плакатами.
Для составления викторин использованы материалы официальных сайтов www.fsb.ru, Мвд.рф, https://растимдетей.рф