Найти тему

История Adidas

adidas — производитель спортивной одежды и обуви, основанный в 1949 году в Германии. «Бренд с тремя полосками» является одной из крупнейших спортивных компаний в истории. Гений инноваций, легенда теннисных кортов и всевозможных кроссовок, adidas оказал огромное влияние на индустрию спортивных товаров, моду, культуру и музыку.

Адольф и Рудольф

Шел 1898 год. В семье обувщика и прачки по фамилии Дасслер рождается третий ребенок — мальчик по имени Рудольф. Через два года семейство вновь готовится к пополнению. 3 ноября 1900 года на свет появляется Адольф Дасслер. Именно братья Дасслеры в дальнейшем станут основателями великих спортивных компаний adidas и PUMA, а до того, как их дороги разойдутся по сторонам — откроют обувное производство, которое в будущем станет основой для их предпринимательских успехов.

Адольф(Adidas)                             Рудольф(Puma)
Адольф(Adidas) Рудольф(Puma)

Дасслеры жили в Херцогенаурахе — небольшом баварском городке, который в народе называли «городом башмачников». Такое прозвище появилось неспроста, в начале XX века на 30 человек населения Херцогенаура работала минимум одна обувная мастерская. Сложно представить, какова была конкуренция на этом рынке. Семья Дасслеров была небогатой. Им постоянно приходилось экономить, потому что средств на содержание четверых детей откровенно не хватало. В юношеском возрасте братья Дасслеры успели освоить некоторые тонкости башмачного дела, а заодно и узнать «цену» денег. Чтобы оставаться «на плаву», братья помогали матери развозить чистое белье и выполняли рабочие поручения отца.

-2

С началом Первой мировой войны Рудольфа Дасслера и его старшего брата Фрица призывают в армию. Адольф был слишком молод, поэтому ему удалось избежать отправления на фронт. Впрочем, достоверно это не известно. Рудольф служил на территории Бельгии, там он провел всю войну и по окончании вернулся в Мюнхен, где прошел полицейские курсы. В результате войны Германская империя прекратила свое существование, в стране творилась разруха, а найти работу было практически невозможно. Так, в ходе семейного совета семья Дасслеров решается на открытие собственного дела — фабрики по производству обуви.

Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik

В первые месяцы 1920 года Дасслеры открывают небольшую мануфактуру в помещении прачечной, в котором работала Паулина Дасслер. Изначально семейная фабрика специализировалась на пошиве спальных тапочек. Адольф и его отец занимались выделкой на машинке, которую смастерили из старого велосипеда. Сестры и мать делали выкройки. Первой продукцией семьи Дасслер были спальные тапочки и ортопедическая обувь для тренировок спортсменов-инвалидов. Эти вещи пользовались спросом среди ветеранов Первой мировой и делались из старого военного обмундирования и покрышек.

-3

-4

Через три года на территории небольшого завода работало 12 человек, включая членов семьи Дасслер. Мощности хватало на производство 50 пар обуви в день. В 1923 году к бизнесу присоединяется Рудольф Дасслер. Брат Ади был коммуникабельным и легко шел на контакт с людьми, поэтому он занялся продажами. Дела шли в гору и 1 июля 1924 года Адольф и Рудольф Дасслеры открывают компанию Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik. Под эгидой нового предприятия первый занимался проектированием обуви, в то время как второй — продвижением и продажей продукции.

Олимпийские игры

В 1926 году Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik производила больше сотни пар обуви в день. Еще через год братья Дасслер решаются на расширение фабрики и увеличивают штат до 25 человек. Вместе с этим для предприятия было арендовано новое здание. Это позволило производить уже 100 пар обуви в день и сконцентрироваться на подготовке к Олимпиаде, которая должна была состояться в Амстердаме в 1928 году.

-5

-6

Преимущества спортивной обуви с шипами были очевидными. Они хорошо держались на поверхности, снижали риск травм и позволяли спортсменам быстрее преодолевать расстояние. Заручившись поддержкой профессионального немецкого легкоатлета Йозефа Вайтцера, в 1928 году братья Дасслеры представляют новую модель шиповок, разработанную для бега на короткие и длинные дистанции.

-7

В этой обуви спортсменка Каролина Радке завоевывает первую в истории Германии золотую медаль в легкой атлетике в забеге на 800 метров. Знаковое событие произошло на Олимпиаде 1928 года и навсегда изменило представление атлетов о важности надлежащей экипировки. К тому же, результат стал мировым рекордом, продержавшимся до 1944 года — это был фурор.

В обуви Dassler Каролина Радке завоевывает первую в истории Германии золотую медаль в легкой атлетике и устанавливает новый мировой рекорд
В обуви Dassler Каролина Радке завоевывает первую в истории Германии золотую медаль в легкой атлетике и устанавливает новый мировой рекорд

В 1929 году фабрика Дасслеров начинает массовое производство футбольных бутс, а в 1931 году компания создает свои первые кроссовки для тенниса. Тогда же в Германию вновь приходит кризис, но компания так уверенно стоит на ногах, что начинает строительство собственного трехэтажного здания. В нем через несколько лет суждено открыться второй мануфактуре Дасслеров.

В начале 30-х Адольф Дасслер отправляется изучать технологии производства обуви в городе Пирмазенсе. Там он знакомится с дочерью своего наставника Кете Марц. Тем временем на Олимпиаду 1932 года в Лос-Анджелесе отправляется сразу несколько немецких спортсменов в обуви Дасслеров. Удача улыбается спринтеру Артуру Йонату, который благодаря шиповкам «Dassler» становится третьим в забеге на 100 метров. В 1934 году Кете и Адольф сыграли свадьбу, а в 1936 — обувь братьев Дасслер становится стандартом для олимпийской сборной Германии.

-9

Война

В следующие после берлинской Олимпиады годы компания развивалась еще интенсивнее. Уже в 1937 году под брендом «Dassler» выпускалось 30 различных моделей спортивной обуви для одиннадцати видов спорта. Бурный рост сопровождался строительством второй фабрики, которую наконец открыли в 1938 году, повысив тем самым производственную мощность до 1000 пар в день. Годовая выручка предприятия составляла 400 тысяч марок.

С началом Второй мировой войны в 1939 году бизнес семьи Дасслер был конфискован нацистами. Дасслеры состояли в НСДАП, но этот факт никоим образом не повлиял на отношение партии к крупному по тем меркам немецкому предприятию. По одной из версий Ади и Руди были отправлены на фронт, по другой — призван в армию был только Рудольф. Используя мануфактуры Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik, нацисты попытались наладить производство ручных противотанковых гранатометов. Оборудование оказалось не приспособлено для такой работы, поэтому со временем там стали выпускать спортивную обувь для немецких солдат.

В ходе войны Рудольф Дасслер оказался в плену, в то время как Адольф остался в структуре фабрики. Херцогенаурах был в зоне американской оккупации и на условиях контрибьюторского договора поставляет Соединенным штатам тысячу пар ледовых коньков, за что получает списанную аммунацию американцев. Из переработанных бейсболок, оставшихся в ходе сражений палаток, хлопковых курток и другой списанной американцами военной экипировки бренд снова приступил к производству спортивной обуви. В начале своего пути Дасслеры проходили такое, поэтому быстро адаптировались к ситуации, тем более на фабрике работало уже не 12, а 47 человек.

Вечное соперничество

В начале 1948 после смерти отца между братьями Адольфом и Рудольфом Дасслер происходит судьбоносная ссора, в ходе которой они решаются на полное прекращение сотрудничества. Каждый забрал по одной из фабрик и поклялся не использовать символику семейного предприятия. По одной версии причиной конфликта была жена Адольфа Дасслера, Кете. По другой все началось еще до войны, а потом продолжилось в период оккупации властями.

-10

Так или иначе, в 1948 году Рудольф основал компанию «Sportschuhfabrik Rudolf Dassler (RUDA)», которую затем переименовал в «PUMA» — это было в том же году. Через девять месяцев, 18 августа 1949 года, Адольф Дасслер официально учредил «Addas». По самой распространенной версии, Адольф был вынужден добавить букву «i» в название из-за того, что компания с названием «Addas» уже существовала. Адольфу пришлось приписать необходимую букву в регистрационную карточку в самый последний момент. Говорят, эта самая карточка даже хранится в музее adidas.

Адольфу пришлось приписать «i» в регистрационную карточку из-за того, что компания с названием «Addas» уже существовала
Адольфу пришлось приписать «i» в регистрационную карточку из-за того, что компания с названием «Addas» уже существовала

Это событие начало соперничество длиною в жизнь. Семейный конфликт, который Дасслеры передадут по наследству. Вражда станет частью жизни Херцогенаураха, разделив людей работавших на фабриках по разные стороны баррикад. Отчасти, именно вечное соперничество станет катализатором стремительного роста компаний на этапе их зарождения.

-12

Рождение трех полосок

Логотип adidas в виде трех полос — то, что делает продукцию бренда узнаваемой. Сегодня это настоящий символ спортивных достижений. Знак высокого качества и прогрессивных технологий. Известно, что такой логотип компания использует с 1952 года, а его появлению немецкий спортивный гигант обязан известному производителю из Финляндии.

-13

Задолго до появления трех полосок фабрика Дасслеров уже использовала похожую айдентику. Шиповки adidas производились с двумя полосками по бокам, которые позволяли лучше фиксировать ногу внутри. Полосы красили в основной цвет пары. Из-за этого обувь было сложно различить на фотографиях, даже эксперты не могли определить в каких шиповках выступает спортсмен. После ссоры и раздела фабрик братья поклялись не обращаться к элементам дизайна семейного предприятия, но Адольф нарушил договор уже через несколько лет с момента его оглашения.

— БОТИНКИ DASSLER C ДВУМЯ ПОЛОСКАМИ, 1932
— БОТИНКИ DASSLER C ДВУМЯ ПОЛОСКАМИ, 1932

— БОТИНКИ ADIDAS, 1954
— БОТИНКИ ADIDAS, 1954

Легенда гласит, что появление трех полосок на обуви adidas — идея самого Адольфа Дасслера. Однажды тот посещал фабрику, чтобы оценить образцы незаконченной обуви. Уже тогда фабрика вновь использовала две полоски, но в незаконченных парах они были контрастного белого цвета. Тогда же Дасслер понял, что белые полоски гораздо заметнее, а значит могут сделать обувь adidas популярнее. Чтобы частично соблюсти договор с Рудольфом, Дасслер решает, что идеальное число полосок, которые должны быть на обуви adidas — три.

-16

В 1952 году в Хельсинки состоялась очередная Олимпиада. Хозяева завоевали 15 золотых медалей, а на ногах большинства финских спортсменов была обувь бренда Karhu. Спортивный производитель из Финляндии делал обуви с тремя полосками по бокам. Дасслер не мог использовать чужой товарный знак. Очевидно, его нужно было перекупить у финского бренда. По итогам Олимпиады-1952 Дасслер приглашает делегацию Karhu во Франкфурт, на очередную выставку спортивных товаров. Там и происходит важнейшее историческое событие, в ходе которого финны продают Дасслеру права на использование трех полосок за две бутылки виски и сумму эквивалентную 1600 евро.

Изначально обувь с тремя полосками делал финский бренд Karhu, у которого Адольф перекупает права на использование в логотипе
Изначально обувь с тремя полосками делал финский бренд Karhu, у которого Адольф перекупает права на использование в логотипе

Чтобы узнать больше,можете прочитать на сайте street-beat!