Уже давненько Оля прислала мне в подарок книгу Владислава Крапивина из серии "Отцы-основатели: русское пространство". Я долго опасалась приближаться к этому томику, опасаясь, что от чтения детской литературы окончательно в это самое детство впаду, да так там и останусь.
Но пока слушала чернушную трилогию Роллинса, решила разбавить светлой, детской литературой Крапивина и благодаря этому и выдержала этого самого Роллинса.
Томик довольно увесистый - потому что сборник повестей, и хоть насчитывает порядочное количество лет - в идеальном состоянии, при этом видно, что его читали. И поэтому мой респект Оле, которая мне его прислала и прежним владельцам, которые аккуратно обращались с книгой, которой суждено было стать моей.
Первая повесть в этом сборнике дала название всей книге и называется загадочно:
В ночь большого прилива
Эта повесть состоит из трёх частей: в первой автор рассказал как во сне познакомился с Валеркой и Братиком, потом само приключение и в третьей части происходит прощание уже взрослого ГГ с его друзьями из параллельного мира.
Читая повесть я просто умилялась наивности, с которой была эта повесть написана. Иногда эта наивность вызывала у меня улыбку. А читая о барабанщиках я не могла не вспомнить "Луизу сан Феличе" Александра Дюма.
В чём же сходство? В "Ночи большого прилива" все взрослые безусловно уверены в том, что написано в книге судеб. И даже побарахтаться у них не возникает мысли. До этого догадался только ГГ, который родом из нашего мира и ему не успели вложить в голову белиберду о незыблемости написанного в книге. Тоже самое было и у Дюма: младший друг возлюбленного сан Феличе стремился вслед за ним на эшафот, только потому, что это ему предсказала гадалка.
А вообще не стоит слишком уж строго судить взрослых во "В ночь большого прилива". Я в молодости читала нехудожественную книгу, в которой говорилось о том, что когда человек приходит к гадалке - она его программирует на стремление к том, чтобы предсказанное сбылось. Я к гадалкам не хожу. И даже когда соседка мне мозг вынесла, требуя, чтобы я пошла к той гадалке, которую она мне рекомендовала.
Однажды я слушала выступление чтеца Игоря Князева, который вошёл в мой топ королей озвучки. И Князев рассказал, что его любимый писатель - Владислав Крапивин и он любит его книги с самого детства. А прочтя его "В ночь большого прилива" я пожалела о двух вещах:
- что так долго тянула с чтением этой книги. Надо было сразу прочитать, а другие книги подождали бы - никуда б не делись.
- что эта книга не попалась мне в детстве. Правда в детстве мне многие книги не попались. А вообще, повестями Крапивина следует заменить "Архипелаг ГУЛАГ" СоЛЖЕницина.
Выстрел с монитора
Сначала я подумала, что монитор - это экран компьютера. Оказалось, что монитор - это речное боевое плавсредство, предназначенное для нанесения урона городам.
А начинается повесть со встречи мальчика и старика на речном пароходике. Кстати, в столовой того пароходика плохо кормят! И это возмутительно. Но понятно: голод не тётка, а дядька и никуда с парохода не денешься. Выход может быть только один - брать вкусняшки с собой. Лично я люблю шоколад, если есть желание облагодетельствовать - присылайте по почте
Дорогой старик рассказывает мальчику о другом мальчике - его ровестнике из параллельного мира. Должна признаться, этот рассказ произвёл впечатление не только на Павлика, но и на меня.
Меня немного удивило то, как автор противопоставил Павлика и Гальку - Галька это не девочка, это мальчик из параллельного мира: одного из них изгнали из города, другой возвращался домой на пароходе, автобусе, попутке.
А ещё моё внимание привлекла упомянутая автором новенькая трёхрублёвка. Я в бытность мою в Советском Союзе ни разу не видела новенький трояк - все были замусоленный и похожие на тряпки. А ещё у Павлика была сестрёнка Майка. У Майки был скалиоз и часто болела спина. Ох как я её понимаю - у самой скалиоз и спиной маюсь.
Гуси-гуси, га-га-га ...
Это самая лучшая повесть в этом томе. Она даже лучше чем роман Айры Леви "Этот чудный новый день". Кто первый написал своё произведение: Владислав Крапивин или Айра Леви не важно! Да оба произведения о том, какая будет жизнь, если обществом будет управлять компьютер и у Крапивина, и у Леви оказался свой взгляд - так что оба произведения полностью самостоятельны. Только у Крапивина получилось жёстче.
Мне было указано, что жанр повести - социальная фантастика, по-моему это киберпанк, хотя тоже социальный.
Честно признаться мне очень понравился Корнелий Глас: изначально малодушный, он по ходу повествования находит в себе силы для духовного роста и не кажется лучше, а становится. Да и каким мог вырасти человек, выросший в той системе, в которой пришлось жить Гласу: время от времени проходит то, что местные называют "один на миллион". Это не лотерея и "счастливчик" не выигрывает миллион, его отправляют в крематорий - как назидание другим , чтобы не переходили дорогу в не положенном месте. Бей своих, чтобы чужие боялись.
Но если бы только это! В "чудесном" мире, управляемым компьютером нет так называемых "б и ч е й", это слово соответствует нашей аббревиатуре "б о м ж", но зато есть безиндексные - люди, не имеющие индекса. Индекса у них нет по разным причинам, но результат один - все становятся пораженными в правах и живут эти детишки не где-нибудь, а в тюрьме.
Помню как-то состоялась встреча нашего президента со студентами. И вот глава сбера задал ВВП вопрос: может ли ИИ управлять государством? Президент ответил "нет" и сказал:
У искусственного интеллекта нет совести.
Думаю ответ исчерпывающий.
И наконец не могу не отметить: Владиславу Крапивину удалось предвидеть моноколесо. Только у него в повести они называются мотоколёса. Смотрите картинку
Застава на якорном поле
Это последняя повесть в сборнике повестей Владислава Крапивина, подаренном Олей. В этой повести автор рассказал какова была судьба у кристалла, который вырос на подоконнике мадам Валентины, фигурировала там и монетка- талисман Гальки - мальчика, который в "Выстреле с монитора" спас родной город.
В этой повести кристалл получил имя Яшка и улетел в дальние дали. А Ежики - мальчик, с которым его свела судьба остался со взрослыми, которые сделали всё, чтобы проход в параллельные миры стал не возможным. Уж очень командоры переживали, что вслед за Матвеем Радомиром - так было имя Ежики, потянутся другие. Раз переживали - значит в их королевстве было не всё благополучно. И эти перлы не стали изобретать велосипед про то, как сделать так, чтобы из их мира не хотели бежать. Перекрыть проход оказалось легче.
А теперь главное: на Якорном поле якоря не просто валялись. Они там росли. А якорь - означает надежду.
Общие впечатления
Все повести связаны между собой Кристаллами мироздания. Как я поняла именно благодаря им появилось такое множество миров, ведь Яшка не просто куда-то там улетел, а прямо в космос.
В каждой повести упоминаются герои предыдущей, но действующие лица всегда новые, благодаря чему все повести можно читать независимо друг от друга. Оля так мне и сказала. Оказалось - была права.
А теперь лагенария. Эта у меня оказалась не крашеной. В данном случае накрасить, то есть раскрасить - только испортить. Тыковка и так красивая. Посмотрите: какой ровный цвет, без пятен, как остальные:
Я в ней всякую девчачью дребедень храню, вроде пинцетика, для выщипывания бровей, маникюрных ножниц и т. д.
А на этом всё, мои дорогие. Желаю всем вам хороших и интересных книг, финансового благополучия и здоровья. Может быть вы на моём канале недавно и вас может заинтересовать вот это:
Пока!