Если вы также любите народное творчество, как я, то эта публикация для вас!
Меня всегда трогала и укутывала своим звучанием музыка, особенно пение народное, аккапело(без инструментальное).
Хочу рассказать вам о своей находке – самородок из деревни Дедёнки, Монастырщинский уезд, Смоленская губерния, которая на сегодня не существует, Глинкина Аграфена Ивановна, исполнительница русских народных песен.
Меня удивляет и вдохновляет её жизненный путь. Она была деревенской крестьянкой, расположенной на пограничье с белорусскими землями. Родилась она ещё в Российской Империи 29 декабря 1897 , а в 1938 году переехала из родной деревни в д. Шваново, Московской области (где и умерла в 1971 году).
Она всегда и везде пела, но и много слушала пение других. А «пение для себя» сформировало её особый стиль. Жанровые, музыкально-стилевые и диалектные характеристики образцов, а также особенности исполнительской манеры певицы позволяют отнести её наследие к западнорусской песенной традиции.
Тембр голоса Аграфены Глинкиной объёмный, достаточно звучный, при этом прикрытый. Пела в удобной средней тесситуре, манера была близка к пению вполголоса. Она «пела негромко, как бы вполголоса, мягко и нежно […]. Голос певицы будто мерцал, искрился. Он струился легко и свободно» (Щуров. 2011. С. 172).
В этом смысле пение Глинкиной отличается от других солисток-смолянок – О. В. Трушиной, предпочитавшей звучание в полный голос, и Е. Е. Азаренковой, певшей в высоком регистре «тонким голосом». Но есть и общие черты в исполнительской манере: голосовая подвижность, умеренное вибрато, обилие мелкой мелизматики, смена-прикрытие финального гласного звука в конце строфы.
Она не училась в консерватории, чтобы стать певицей, она жила свою простую жизнь, но жизнь перевернулась, когда работая сторожем и слушая радио, она решила отправить свои песни в редакцию Всесоюзного радио. И в декабре 1951 г. она получила письмо с приглашением. После чего Аграфена Глинкина приехала в Москву и была направлена в Кабинет народной музыки Московской консерватории. В 54 года она начала свой путь активной просветительской деятельности, и она щедро делилась своим мастерством с именитыми учёными (этномузыковедами и фольклористами-филологами), педагогами и студентами, любителями традиционного пения.
Музыкальную одарённость дополнял яркий талант рассказчицы, сохранившей в своей речи некоторые смоленские диалектизмы и белорусские заимствования. Помимо выступлений в музыкально-этнографических концертах по радио и телевидению, Глинкина регулярно участвовала в сеансах записи и лекциях в Московской консерватории, Московском областном педагогическом институте имени Н. К. Крупской, Московском государственном университете, Всесоюзном Доме народного творчества.
Нотации 86 песен (календарных, свадебных, лирических, вечёрочных, плясовых и др.), выполненные сотрудниками Кабинета народной музыки, вошли в сборник Г. Б. Павловой «Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной» (1969).
Аудиофиксация напевов в исполнении Глинкиной в Кабинете народной музыки (ныне НЦМЦ имени К. В. Квитки) Московской консерватории велась в 1951–1966 гг. От исполнительницы записано около 330 образцов, все записи хранятся в аудиофонде НЦНМ, 74 из них опубликованы.
По словам самой Аграфены у нее не было образования, училась она «одну зиму», так как вынуждена была помогать родителям. Но это не помешало ей написать развёрнутую автобиографию, рукопись которой передала в Кабинет народной музыки. В 2007 г. на её основе вышла в свет книга «Невольное детство» Глинкиной с комментариями В.М.Щурова. Незамысловатое повествование о крестьянской жизни начала 20 в. – о сельских буднях и праздниках, о совместных полевых и домашних работах, о традиционных обрядах и нарядах, о песнях и сказках, о взаимоотношениях молодых и стариков – воспроизводится в авторской редакции, без значительной литературной правки и обработки, с сохранением живых интонаций смоленского говора.
Так же эпизод с участием певицы вошел в научно-популярный телефильм «Пока горит солнце» (1969, режиссёр Г. Д. Бичурин); в 1971 г. она участвовала в съёмках художественного кинофильма «Иванов катер» (1972, режиссёр М. Д. Осепьян).
Мелодии из репертуара А. И. Глинкиной использованы в произведениях отечественных композиторов: Н. И. Пейко, Н. В. Кутузова, М. Г. Коллонтая.
Высочайшее исполнительское мастерство и уникальная музыкальная память А. И. Глинкиной, сохранившей и донёсшей свыше 300 аутентичных напевов родного края, позволяют отнести её к числу выдающихся народных певцов-солистов 20 в.
Вот такая история жизни крестьянки из деревни Смоленской губернии, которая оставила наследие для широкой аудитории, составляющее золотой фонд русской музыкальной культуры.
Её песни и исполнение прямо в сердце. Смотрите видео с песнями А.Глинкиной на наших страницах в ДЗЕН и Ютуб.