Найти в Дзене
109,8K подписчиков

Как появились неприкасаемые в Индии? Как к ним сейчас относятся?

11K прочитали

В интернете почему-то есть убеждение, что это социальное явление возникло после вторжения ариев в Индию. Якобы, светлокожие эмигранты с севера таким образом стремились сохранить свое этническое единство, обезопасить свое общество от слияния с местным дравидским населением.

В интернете почему-то есть убеждение, что это социальное явление возникло после вторжения ариев в Индию.

Но это совершеннейшая неправда: разделение по расовому и этническому признаку стало следствием, а не причиной формирования варн и каст. Опять же, до относительно недавнего времени варновая система была довольно гибкой, и амбициозный человек всегда имел возможность улучшить свое социальное положение.

Все изменилось порядка тысячи лет назад, когда из Индии были изгнаны арабские завоеватели. Это привело к повторному обращению в индуизм новых мусульман, расцвету народной культуры, росту патриотизма. Возникло мнение, что касты – это правильно. А после британской колонизации они стали всеобщим законом, ведь англичанам было выгодно использовать принцип «разделяй и властвуй».

Та как же возникли касты в Древней Индии?

Ну, уже у ранних индоевропейцев общество делилось на простолюдинов, жрецов и воинов. Так было еще до вторжения их потомков в Индию, просто именно там практика приобрела свою классическую форму. Кстати, представители каждой из современных варн происходят не только от ариев, но и от местных. Это подтверждает, что между ними было смешение.

В интернете почему-то есть убеждение, что это социальное явление возникло после вторжения ариев в Индию.-2

Но неприкасаемые (далиты) – это нечто другое, это товарищи, стоящие за пределами традиционной системы. И появились они примерно так: уже тысячи лет назад, до открытия микроорганизмов и бактерий многие народы старались изолировать тех, работает в негигиеничной среде. Всем было ясно, что такие люди часто приобретают иммунитет к определенным болезням, но могут выступать в качестве их переносчиков.

Поэтому тем, кто контактировал с телами умерших людей или животных, запрещали готовить общую еду, прикасаться к другим, входить в чужие дома и вообще, не пускали в тусовку. Им было предписано жить за пределами деревни, где они появлялись только по делу.

То, что отделение неприкасаемых происходило именно так, подтверждают другие индийские обычаи. Существует разделение между брахманами, которые проводят те или иные праздничные церемонии и теми, что исполняют погребальные обряды. Вторые считаются «неприкасаемыми» всеми остальными кастами, даже самими далитами.

Также, такой статус традиционно получали врачи – в стародавние времена для лечения им приходилось пробовать на вкус те или иные телесные жидкости. Вот почему многие медики, желавшие этого избежать, имели для таких дел помощников из низшей касты.

Тем не менее, за века своего существования этот культурный феномен сильно модифицировался и оброс социальными предрассудками. Теперь неприкасаемых избегают не только потому, что это опасно, а «просто так» – из-за ленинской классовой ненависти. А так как в Индии до сих пор жесткое патриархальное общество, то им приходится очень нелегко.

В интернете почему-то есть убеждение, что это социальное явление возникло после вторжения ариев в Индию.-3

Исторически далитам не платили денег за их работу – достаточным вознаграждением считалось так называемое «помётное зерно», заново собранное из экскрементов животных. Устоялось правило, что им следует отличать себя визуально, не носить чистую одежду, не соблюдать многие практики иудаизма, использовать презренные имена, явно указывающие на их низкий статус. И за нарушение множества строгих правил их легко могли линчевать.

Тем не менее, в современной Индии эта практика осуждается. Принято множество законов, дающих определенные привилегии далитам и низшим кастам. Так, человек может в льготном порядке получить высшее образование, что позволяет ему улучшить свое положение. Многие места в правительстве и парламенте зарезервированы за неприкасаемыми, хотя на практике власть все же принадлежит индийцам с высоким кастовым рангом.

Т.е., по крайней мере, на официальном уровне дискриминация запрещена и принимаются меры по снижению тяжести ее последствий. Но это не значит, что ее вовсе нет: неприкасаемые могут спокойно чувствовать себя в больших городах, но в сельской местности к ним относятся по старинке.

В интернете почему-то есть убеждение, что это социальное явление возникло после вторжения ариев в Индию.-4

Так, совсем недавно в Уттар-Прадеше толпа атаковала далитов, которые требовали плату за то, чтобы они избавились от туш мертвых животных. А в Керале расправились над женихом и невестой, которых несли на свадебном паланкине – то обычаям, неприкасаемым это запрещено.

Но и в городах первое, о чем человека спросят при знакомстве или устройстве на работу, это о его кастовой принадлежности. Автоматически бить не будут, но в общество не примут и станут избегать.