Зачем опять назад возвращаюсь? Не только ностальгия, не только. Просто «как было» это ещё одна тема, на которую столько всего наворочено, столько ярлыков, штампов понавешано! Уши вянут! И как всегда – только крайние мнения. Никаких «здесь согласен…, а здесь вы неправы». Куда там – ругань, переход на личности. Виртуальное мордобитие. «Совкодрочеры… пропиндосники… лижите… клевещете…». Разумеется, я и сейчас спорить ни с кем не буду. Повспоминаю, поделюсь. А в голове при этом Высоцкий звучит: - «Нет, ребята, всё не так. Всё не так, ребята». Высоцкий, правда, другое имел в виду – всё не так, как надо… А я про другое – всё не так, как вы вспоминаете, рассказываете. Ну, почти всё не так, как было.
«Эк, умник, раз у тебя иначе было, значит другие врут?! У них, может, всё по-другому. По себе не суди!» Да в том-то и дело, об этом и сказать хочу – у всех по-разному жизнь складывалась. Кому легко и гладко, кому-то небо с овчинку. А потом… Разбежались многие по двум непримиримым лагерям. И «вспоминать» стали… ну совсем по-разному. И, кстати, многие – независимо от своего жизненного опыта, тяжелого или безмятежного. Примкнули по каким-то причинам к «своим» и там вооружились… не знаю, как назвать – чётким, незыблемым набором характеристик, определений, суждений. Ну, буквально обо всём: история, народ, его характер, его заслуги. Вклад России в науку, в технический прогресс, в искусство. Всё-всё втискивалось в готовую схему, подгонялось, рихтовалось. И на выходе только два цвета – мрачно-серый или небесно-лазоревый. Всё плохо… или всё хорошо. А уж на тему «как было» — это апофеоз! Самые ожесточенные бескомпромиссные споры. Кстати, молодежи много участвует, в основном на стороне «прогрессивных критиков». Да, уж они-то знают точно, как у нас в пятидесятых-семидесятых было. Недаром шутка сейчас появилась: «Чем моложе спорщик, тем больше он пострадал от советской власти (вариант – от Сталина)». Среди защитников тоже молодежь попадается – «светлое, счастливое детство!» Здесь тоже анекдот-пародию придумали: - «Раньше мама давала мне десять копеек, я шёл в магазин и приносил (далее перечисляются горы продуктов). А теперь это невозможно – понаставили везде этих камер!» Остроумно, но порой аргументы спорящих, которые они приводят всерьёз, выглядят тоже анекдотически, как пародии своей нелепостью, неправдоподобием. Здесь критикам полегче: у них, казалось бы, бесспорная мишень – постоянный дефицит, переходящий с одной группы товаров на другую: «взялись за яйца, молоко пропало». Однако особо рьяным критикам этого мало – им прозябание на грани голодной смерти подавай, тотальную нищету, бесправие, хождение серой массы строем и прочую «позорную совковость». Защитники же сам факт дефицита пытаются отрицать – «клевета, всё было! Это при Горбачёве всё стало исчезать! И создавали дефицит искусственно, специально создавали!» Гм… А кто ж это при Брежневе стишок «детский» сочинил и в народ запустил: - «Нет ни мяса, ни конфет,/На хрена нам этот дед»? Опять в ЦРУ постарались? Кто посовестливей, признавали нехватку продуктов на прилавках, но… «зато всё тогда вкусное, натуральное было! Не то, что сейчас – одна отрава продается. Колбасу есть невозможно!» Кстати, самый массовый аргумент, почти всегда его приводят в спорах на тему «было – стало».
Ну, не знаю. Немножечко сомневаюсь в тотальной ядовитости нынешних продуктов, а особенно – в безукоризненном качестве всех тогдашних. «ГОСТы… ГОСТы!» А вы так твердо уверены, что их тогда никто-никто не нарушал? Я вот хорошо помню долго не прекращающиеся в начале перестройки стенания по поводу «огромного содержания вреднейших нитратов» в нашей мясной продукции. Уточняю - в той ещё, советской продукции, не нынешней. Ой, сколько тогда разговоров было «про эту отраву». Ещё вспомнил – приятель часто тогда ездил в Германию, куда потом и переехал. Рассказывал, что немецкие продавцы, якобы, почти всегда угадывают, что это русский к ним в магазин зашёл. Ну, это вы наверняка уже слышали – по непременному макияжу и безукоризненным прическам у наших женщин, по неприветливому, напряженному выражению лица у мужчин, редко здороваются и т.д. Но его версия (он врач) – из-за питания некачественными продуктами какой-то запах специфический от наших исходил, когда чуть вспотеют. Извините – за что купил, за то продал.
Но, конечно, самый шедевральный аргумент недавно прочел в комментариях на ту же тему дефицита. «Да всё было в магазинах! Но у народа тогда деньги были, вот и раскупали всё быстро». Нарочно не придумаешь! Всё-всё было, но наш народ, поскольку все с деньгами, приходил зачем-то с утра пораньше, все покупали, что хотели, а полки после этого, естественно, пустые оставались. Идиллия!
Ладно, зубоскалить долго можно над теми и другими. Я просто жил тогда, сперва с родителями, потом с детьми. Жил как жил, и в очередях постоял (не так уж много), и в бесплатные кружки в Доме пионеров ходил, и бесплатное образование получил. И пеленки детям с трудом находил в продаже, и книги покупал по блату. И без своей квартиры натерпелся (хоть и бесплатные они были, не спорю, да вот сильно их не хватало!). Вроде и правду говорят и те, и другие, но ни под ту, ни под другую схему подогнать свою жизнь не могу. У всех было по-разному, но и у них в эти рамки жизнь, я уверен, не укладывалась. Ни «ужас, ужас, ужас», ни «легко на сердце от песни весёлой». Опять звучит: - «Нет, ребята, всё не так. Всё не так, ребята».