2,8K подписчиков

Опера как смысл жизни

В Московском доме книги на Новом Арбате известный музыкальный критик Александр Матусевич презентовал свой двухтомник «Беседы об опере и не только» с эксклюзивными интервью с великими музыкантами

В Московском доме книги на Новом Арбате известный музыкальный критик Александр Матусевич презентовал свой двухтомник «Беседы об опере и не только» с эксклюзивными интервью с великими музыкантами От...

От редакции.
Александр Матусевич сотрудничает с «Музыкальным журналом» с его основания, публикации критика стали неотъемлемой частью нашей тради-
ционной рубрики рецензий. Он также – автор различных обзоров, опубликованных на страницах и на сайте нашего издания, многие из которых вошли впоследствии в его книги. Новая, та, которую мы сегодня представляем, стала восьмой в ряду сборников статей и интервью автора, хорошо известного своими откликами на события в жизни музыкальных театров регионов России и стран ближнего зарубежья. Александр в разные годы работал редактором на порталах OperaNews.ru и Belcanto.ru, на радио «Орфей»; печатался в газетах «Культура», «Независимая», «Играем с начала», журналах «Музыкальная жизнь», «Мастацтва», «Опера+», «Opera». В сезоне 2015/2016 он стал членом экспертного совета по музыкальному театру Всероссийского театрального фестиваля и национальной премии «Золотая Маска». C 2016-го выступает как постоянный эксперт фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку». В 2022-м году был приглашён войти в состав медиажюри конкурса артистов оперетты и мюзикла «ОпереттаЛэнд». Александр – член жюри международного конкурса визуальных технологий в музыкальном театре «Digital Opera St. Petersburg» и ещё многих региональных театральных фестивалей, а также - лектор семинаров по музыкальному театру в разных городах России и за рубежом.
Его перу принадлежат книги «Операмания. Альманах музыкальной критики», «Театр-дом: академический и экспериментальный. К 100-летию Московского
академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко», "Модное место. К 30-летию ”Геликон-оперы”", "Царство музыки. К 30-летию Московской ”Новой оперы”", ”Лаборатория оперы. К 50-летию Камерного музыкального театра”, ”Постсоветский оперный дневник». Все эти книги вышли в разных регионах страны – в Москве и Санкт-Петербурге, в Луганске и Самаре… В каждой из них отражена богатая палитра впечатлений, оценок, эмоций, размышлений. Все эти книги представляют собой любопытный срез музыкально-театральной жизни, по которому во многом можно судить о сегодняшнем состоянии и возможных путях развития музыкального театра.
Александр неизменно живо и искренне откликается на важнейшие события в этой сфере сценического искусства и всегда имеет свою чёткую эстетическую позицию, последовательно отстаиваемую во всех публикациях, основные моменты которой: приоритет музыки в музыкальном театре, разумность режиссёрских нововведений и поисков, уважение традиций оперного искусства.
Мы поздравляем нашего постоянного автора с новой творческой работой и представляем вам отклик на это событие молодого театрального критика, имя которого, надеемся, тоже станет частым гостем на страницах нашего издания.

В Московском доме книги на Новом Арбате известный музыкальный критик Александр Матусевич презентовал свой двухтомник «Беседы об опере и не только» с эксклюзивными интервью с великими музыкантами От...-2

В уютном, темноватом зале литературного кафе дома книги расположились друзья, коллеги, поклонники творчества Александра Матусевича. Можно было сесть прямо перед сценой на комфортные кожаные кресла и лицезреть диалог критика с куратором книжных проектов издательства «Планета музыки» Анной Самойленко, которые задавала ему вопросы. А можно было разместиться в соседнем зале со столиками и прилавком со свежей выпечкой и наблюдать оттуда за происходящим, наслаждаясь горячим кофе и хрустящим круассаном.

Беседа лилась неторопливо, публика с интересом внимала слову Александра Матусевича — его рассказам о встречах с великими, интересным, иногда смешным театральным байкам, любопытным замечаниям, касающихся профессии музыкального критика.

«Беседы об опере и не только» состоят из двух частей: в первом томе представлены интервью с российскими и зарубежными певцами, во втором можно ознакомиться с беседами с ведущими дирижерами, режиссерами, композиторами и пианистами. Всего в книге представлено около 150 материалов.

Александр Матусевич отметил, что эта новая работа — итог его длительной деятельности, здесь помещены тексты, собранные им за всю творческую жизнь.

Каждый из героев книги — личность большого масштаба и полета. В ней можно ознакомиться с интервью с такими выдающимися мастерами, как Джоан Сазерленд, Елена Образцова, Галина Вишневская, Тамара Синявская, Мария Гулегина, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов и многими другими деятелями музыкального искусства.

В Московском доме книги на Новом Арбате известный музыкальный критик Александр Матусевич презентовал свой двухтомник «Беседы об опере и не только» с эксклюзивными интервью с великими музыкантами От...-3

Любой материал— бесценный портрет того или иного героя, отражающий его яркую индивидуальность, талант или даже гениальность. Книга открывает множество новых, неизведанных сторон выдающихся артистов. Так, например, читатель может узнать, что Елена Образцова всю жизнь мечтала спеть целиком партию Тоски, а после исполнения Марфы в «Хованщине» Мусоргского не могла спать и чувствовала себя, как будто побывала на исповеди. Много эксклюзивных подробностей можно найти, к примеру, в интервью колоратурной звезды второй половины XX века Джоан Сазерленд: певица рассказывает, как вывела на дорогу успеха Лучано Паваротти, жестко критикует современную оперную реальность и систему конкурсов и мастер-классов.

На страницах книги можно встретить и интервью с легендарным тенором Большого театра Владиславом Пьявко. В этой беседе он очень разоткровенничался — например, честно поделился тем, как соперничал с Владимиром Атлантовым, как жалеет о том, что не спел очень многие партии из-за внутритеатральных интриг в Большом…

Очень эмоциональной и живой получилась беседа с Марией Гулегиной: в нем певица, ничего не скрывая, рассказала о том, как Евгений Нестеренко хотел дисквалифицировать ее на конкурсе имени П. Чайковского в 1986, поведала о том, как 15 лет шла к своей Виолетте в «Травиате» Верди и почему до сих пор не видит себя в педагогике.

Фанатов оперного искусства несомненно привлечет диалог Александра Матусевича с Анной Нетребко: самым ярким в нем, пожалуй, стал эпизод, когда артистка поделилась воспоминаниями о том, как в юности на первом курсе пыталась однажды копировать манеру исполнения Марии Каллас — после этого эксперимента у артистки на неделю пропал голос.

На презентации в доме книги появилась Любовь Казарновская — правда, в онлайн-режиме. Артистка записала видео-обращение к публике: «Искусство музыкального критика — вещь очень тонкая и прихотливая. Надо быть большим профессионалом и иметь огромную культуру, быть очень честным, правдивым и в то же время деликатным, чтобы не ранить исполнителя своими замечаниями, но при этом указать ему на его недостатки, направить в нужное русло. Александр Матусевич владеет этим искусством в полной мере. Он не только дает профессиональные критические оценки и характеристики артистам, он рисует психологические портреты, что очень важно. В этой книге многие из исполнителей предстают с неожиданной стороны, вы как будто их видите под лупой», — заключила прима.

Историк оперы Матусевич сделал с артисткой уже дюжину интервью — одно из них в новой книге, в нем певица рассуждает о будущем оперы в нашей стране и резюмирует, что «золотая точка сечения оперы прошла».

Привлечет внимание читателя материал с великим маэстро Геннадием Рождественским, посвященный «Царской невесте» Большого театра — постановка Юлии Певзнер, которой посвящено интервью, сохраняется там и до сих пор. Лаконичная, но очень трогательная беседа с недавно ушедшим Юрием Темиркановым. Запоминается интервью с выдающимся оперным режиссером Юрием Александровым, где он приоткрывает много различных деталей своей профессии: например, рассказывает о том, как в течение одного года ставил «Князя Игоря» Бородина, но сделал три абсолютно разных постановки, учитывая контингент и место появления спектакля.

Тема актуальности оперы, пожалуй, стала главной на презентации двухтомника Александра Матусевича. Критик отметил, что важность личности режиссера в музыкальном театре не обсуждается, но результаты его поисков, порой, оказываются обескураживающими.

Критик считает, что радикальные постановочные и режиссерские решения в опере не смогли привлечь новую аудиторию, молодежь. По его словам, все осталось так, как и было — в театр ходят просвещенные меломаны.

«Новые интерпретации создаются ради самовыражения, ради желания войти в вечность наряду с авторами. Мне кажется, в них очень явственно выражен элемент самолюбования. В спектакле должна быть идея, которая не навязана режиссером, а вырастает из сути самой оперы», — резюмировал исследователь.

В Московском доме книги на Новом Арбате известный музыкальный критик Александр Матусевич презентовал свой двухтомник «Беседы об опере и не только» с эксклюзивными интервью с великими музыкантами От...-4

Среди тех, кто присутствовал в этот вечер в зале — знаменитый пианист и дирижер Борис Блох (с ним в книге — четыре интервью), генеральный директор холдинга «Арт-Центр Плюс» и информационного агентства «Музыкальный Клондайк» Елена Лащенко, режиссер Музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко Илья Можайский, литературный критик и ведущий радио "Книга" Юлия Рахаева, музыкальные критики и исследователи Виктор Александров, Михаил Пащенко, Елена Алексеева.

На один из вопросов из зала о том, как характер влияет на талант и влияет ли, Матусевич сказал, что «в пении всегда виден характер и его не скроешь. С другой стороны, есть актерское искусство, артистизм. И очень часто певцы долго ищут рисунок роли, например, чтобы показать отрицательный образ — если они на самом деле добрые и мягкие». Критик отметил, что ему всегда везло на личностей, с которыми он беседовал — неизменно устанавливался добрый, положительный контакт и интервью проходили успешно.

Музыкальная критика — одна из необходимых частей академической культуры, без которой ее развитие просто невозможно. Этот тезис сполна доказывает новая книга Александра Матусевича. Ее издание — большое событие для академической музыкальной культуры. В ней читатель откроет для себя неизвестные стороны, новые грани выдающихся музыкантов, познакомится с ранее неизвестными для себя именами и проследит развитие современного оперного театра. Этот двухтомник — прекрасный подарок для любого меломана, а также тех, кто интересуется современным музыкальным театром.

Филипп Геллер

"Музыкальный журнал", № 3 (115), 2024