Чтобы убедить в достоверности происходящего фантастические книги обязательно должны выстраивать связь с читательским восприятием через координаты восприятия, через элементы знакомого, эмпирического, посеянные в нереальный событийный ряд. Особенно если они выполнены в стилистике реализма. Сегодня рассказываю, как работает построение системы координат и шкалы масштабирования впечатлений на примере мистического боевика «Катрина: Число начала».
Шкала в которой будут заданы координаты восприятия и выстроено всё масштабирование нарратива в книге делится на 4 основных вида:
Событийная шкала
В романе «Катрина: Число начала» в первом акте вводятся житейские трудности Марка Меерсона, причем опять же не случайные "для воды", а аутентичные жанру и теме. И кажется что вот он тот масштаб проблем, на котором будет развиваться книга, но во втором акте происходит усугубление в сторону криминальных потрясений. И во многих произведениях этого оказывается достаточно, но я люблю погружать читателя в действительно мощную турбулентность, потому уже в третьем акте масштабирование уходит в плоскость хоррора и потусторонний мир Аниширы становится таким же рывком масштаба проблем, как во втором акте криминальные разборки. И здесь, когда всё вокруг так нереально и незнакомо, в силу вступает:
Физическая шкала
Акцент на истощении, физиологии организма, травмах, ощущениях, человеческом пределе и ограничениях персонажа. Это не дает уйти сцене в сюр, оставляя связь с реальностью не во внешнем, а во внутреннем слое нарратива.
Психологическая шкала
Психологическая шкала отвечает за расстановку акцентов влияния событий на ментальное состояние героя и передает динамику событий через чувственный, субъективный эмоциональный опыт. Используется еще в эпоху романтизма в готических произведениях и всячески модифицирована в литературе следующих поколений. Именно поэтому роман «Катрина: Число начала» как прямой продолжатель традиции готической литературы, сконцентрирован на психическом состоянии Марка Меерсона. Уже на начало книги он надломлен трагедией, но это мирской уровень, а потом его загоняют в режим жертвы, загнанного зверя, где он уже сомневается в реальности происходящего, он на грани. Ему остается либо сдаться и умереть или пройти до конца все ужасы, ведь ему нечего терять.
Шкала образов
Сначала героев книги «Катрина: Число начала» окружают знакомые всем нам пятиэтажки, старые спальные районы Калининграда в осенних красках, затем злачнейший ночной клуб, загородная усадьба и психиатрическая лечебница, а после уже трансцендентное измерение Аниширы, где материя рвется на горизонте, а дворец в скале многомерен, как и его хозяйка.
Наиболее хорошо все методы работает в связке, дополняя друг друга и формируя читательские впечатления по всем фронтам.