Некогда я писала читательский дневник по месяцам, и это было так давно, что уже фиг знает, за какой месяц-то и писать. Но накопилось кое-что, о чем не хотелось бы забыть. Так что тут будет всё скопом.
"Тихий Дон", Михаил Шолохов
Я, знаете ли, в своём роде немного казак. И «Тихий Дон» взяла на чтение как книгу о казачьем быте. Уф.
Даже не знаю, что сказать. «Тихий Дон» очень хорош. И в отношении слога, и в отношении сюжета. Автор, кто бы он ни был (а есть варианты), талантище. И при всей этой гениальности книга такая, что хоть в петлю лезь. Может, я избалованный ребенок 21 века (да так оно и есть), но «Тихий дон» не про жизнь – он про выживание. День за днём надрыв и пахота, и человек человеку волк от такой судьбины. Но главное, всё беспросветно и нет никакой надежды.
А как в романе описана вoйнa – моё почтение. Никакой романтики, никакого пиетета, грубо, грязно, жестоко. Когда требуха волочится по земле за несчастным солдатиком, в этом нет никакой поэзии. И расцвет жизни, и большую ее часть главный герой проводит на этом фронте – непонятно зачем, непонятно за кого и для кого. А хочется просто обнять сына и, наконец, пожить, но снова нельзя.
Многие находят в «Тихом Доне» какие-то лирические настроения и ностальгию по простой пейзанской жизни. Ой, ребята, на меня он не то что произвёл гнетущее впечатление, а придавил бетонной плитой. Хотя такие вещи читать надо. Но я просто счастлива, что живу в своё время на своём месте, а не в казачьей станице начала 20 века.
"Дом, в котором", Мариам Петросян
Уникальная книга, сюжет которой никто не может пересказать, но если Дом тебя «пускает», то уходить не хочется. Меня пустил.
Ой, я тут уже несколько раз пишу и стираю пару абзацев… Но всё не то, всё не так. Не опишешь ты эту книгу в двух абзацах, получается пошло и плоско. Истории, как сюжетной линии, по сути и нет, но она удивительным образом затягивает. Читала при любой удобной возможности – давно уже такого не делала.
Первая половина, до появления девушек, на мой взгляд, удачней. Конец как-то скомкался, и всё равно ты не хочешь, чтобы заканчивалось. Безусловно, когда-нибудь я перечитаю ее еще раз.
Сейчас дала читать сыну. Говорит, ничего не понятно, но очень интересно 🙃
"Худеющий" Стивен Кинг
Кинг для меня – более талантливая версия Донцовой. Так, не то чтобы для души, скорее скоротать время. Я за Кинга берусь только с этой целью. Ожидания оправдались.
«Шатуны», Юрий Мамлеев
Всё началось с Масодова, на самом деле. Читала про его мёртвых пионеров лет в 16, и это была чернуха, но талантливая. Ой, вот только не надо меня осуждать! Кому Кинг, кому Масодов.
Потом узнала версию, что это литературный проект трёх авторов: Мамлеев, Сорокин и Радов. О Сорокине я представление имею, а остальных двух не читала. Ну и вот, прочла главный роман Мамлеева «Шатуны».
Открывать его неподготовленному читателю я, конечно же, не рекомендую. Да и мне не зашёл. Цитата из романа «русский эзотеризм под вoдoчкy» лучше всего его же и описывает. Чернуха меня не шокирует, но как-то уж совсем уныло и грязно это всё. Узнала новое слово «солипсизм», и на том спасибо.
"Дни Турбинных", Михаил Булгаков
С Булгаковым у меня сложные отношения. А всё потому, что я не могу решить для себя вопрос: надо ли отделять личность творца от его творчества? Да даже не так – скорее потому, что я как раз не могу их разделить. Когда я прочитала, какой дрянью был Гоген, равнодушно смотреть на его таитянок больше не могу – в первую очередь хочется рассказать о том, как он перезаражал сифилисом 14-летних девчонок. Для искусствоведа это проблема.
Так вот, Булгаков. Я обожаю его произведения – и полюбила их еще до того, как это стало мэйнстримом (две мои драмы – Булгаков и Толкиен, которые из «только моих» превратились в достояние ширнармасс). Я обожаю его слог. Слог Булгакова для меня безупречен, что сказать.
Но, когда я узнала, как паскудно он обращался со свое первой женой – той самой Татьяной Лаппа, которая лечила его от морфиевой зависимости и тифа, держала ноги раненых, когда Михаил Афанасьевич их ампутировал, которая сделала два аборта, идя у него на поводу, грела воду в тазике, чтобы согреть руки любимого мужа… А Михаил что – а Михаил просил перейти ее на другую сторону улицы, если попадутся богемные знакомые. И, встретив следующую любовь, вернулся к Татьяне, просил отдать браслет, чтобы передарить новой пассии.
Так что теперь, когда я читаю безусловно гениальные произведения мастера, тень Булгакова стоит где-то на задворках подсознания и канючит «А браслеточку-то верни!..». И это изрядно портит удовольствие от прочитанного.
А "Белую гвардию" перечитала - всё так же хороша, чертяка. Читать надо.
Дневники Николая II
Я не отношусь к фанатам царской семьи и считаю, что наши последние цари были весьма посредственной парочкой. Нет, парочкой они были как раз хорошей – жить бы им вдали от дел и власти, как обычной семье. Семьянином Николай II был чудесным (в отличие от его предков). Но вот у власти монарх, который работал в среднем по 4 часа в день, а охотой интересовался больше, чем государственной Думой, и его жена с истериками и склонностью к мистицизму – вариант сомнительный.
Дневники я читала, чтобы составить собственное и более полное представление о личности императора – составила, подтвердила гипотезы. Николай Александрович был прекрасным человеком и никудышним царём.
А еще Николай II отстреливал бродячих кошек, да-да.
Жалко, конечно, царскую семью, очень жалко. Когда дочитываешь последние строчки "Погода тёплая и приятная. Вестей извне никаких не имеем" и знаешь, что будет через пару недель - сердце сжимается. Сердце сжимается и когда думаешь о том, сколько русских солдат полегло на первой мировой (о чем в красках писал Шолохов), пока царь катался на лодке в Александрии. Историю не перепишешь... И неизвестно, что нам ещё уготовлено.
Люблю заканчивать на мажорной ноте, но такая уж сегодня подборка. Начали за упокой и кончили за упокой. Сейчас читаю "Большая маленькая ложь" - вот там есть надежда на позитивный финал и, знаете, интересно. Но об этом уже в следующий раз.