Всё ещё хотите стать старшим воспитателем? Тогда не забудьте дочитать эту статью до конца

1,2K прочитали

Лето для педагогов-дошкольников - время перемен. Для многих - глубокий выдох после напряжённого во всех смыслах учебного года и "перезагрузка" перед годом новым. А для кого-то лето - смена места работы и, возможно, перспектива "повышения". Об этом и будет сегодняшний разговор.

Старший воспитатель в детском саду - карьерный рост или "ну, такое"?

Однажды, в ходе подготовки к Федеральному этапу профессионального конкурса "Воспитатель года", мой куратор озвучил интересную вещь, которую я долго осмысливала и пришла в итоге вот к какому выводу. Карьера педагога, она может развиваться в направлении двух осей координат.

Старший воспитатель в детском саду - карьерный рост или "ну, такое"?
Старший воспитатель в детском саду - карьерный рост или "ну, такое"?

Если мы возьмём работу воспитателя и ось Х, то будем накапливать педагогический опыт, повышать свою квалификацию (имеем в виду как обучение, так и квалификационную категорию). При этом всю свою педагогическую жизнь мы будем работать с детьми и будем работать лишь "за себя". И, что случается, оказывается, не так редко, под руководством, которое "руководит" исключительно в директивной форме, иногда даже не задумываясь о том, правильно это или нет. Не задумывается, нужно ли это детям или коллективу (и, как частное, конкретному педагогу в этом коллективе). Главное руководить.

Вектор оси У даёт другие возможности. Воспитатель может "прыгнуть" до старшего и работать не за себя, а быть ответственным за всех и всё, что происходит в детском саду. Только в должностной инструкции старшего воспитателя нет фраз типа "руководить", чего чаще всего и хотят излишне амбициозные педагоги, которые спят и видят "шоколадную" должность.

А что там в должностной инструкции старшего воспитателя?

Естественно, разработана она на основе Профстандарта "Педагог" с учётом требований ФГОС ДО и СанПиН. И основными трудовыми функциями старшего воспитателя являются (здесь внимание) следующие:

  • планирование, организация и контроль образовательной деятельности в ДОУ;
  • осуществление методической, наставнической работы;
  • создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в ДОУ.

Ну а далее нескончаемый перечень должностных обязанностей. Листайте карусель, если интересно:

Как вам? Когда ты вник в каждое слово инструкции, значение понятия "руководить" сразу же приобрело совершенно другой окрас. Теперь понятно, что старший воспитатель (или методист, называйте, как нравится) забыл в детском саду на самом деле. И это мне подходило. Это то, что я уже частично пробовала, будучи воспитателем, и то, что мне нравится делать. Мне это было интересно. Интересно передавать тот опыт, который я имею.

К чему готовиться воспитателю, претендующему на должность старшего?

Я знала, куда иду и какую работу выполнять должна. Я уже неоднократно говорила о том, что мне повезло со своим старшим воспитателем. Это был максимально организованный педагог с максимальной отдачей при запросе методической помощи, за что я безмерно благодарна. Итак, я была готова к профессиональной деятельности старшего воспитателя. Готова учиться этой работе, поскольку взгляд со стороны - это ещё даже не четверть дела. Была готова ко всему, кроме одного, о чём скажу чуть позже.

Я знала, что административная должность - это, как выражается моя мама, в том числе "собачья работа". Знала, что объем работы не маленький, далеко не маленький.

Но я считала, что отсутствие детей и бумажно-кабинетная работа, ориентированная в большинстве своём на взаимодействие "взрослый-взрослый", даст мне покой, сосредоточенность и какую-то +/- стабильность в плане доведения до конца одного начатого дела, а не жизни в режиме многозадачности. Я думала, что методическая работа не будет сопровождать меня дома. Думала, что интеллектуальный труд легче физического (именно таким в большей степени я считаю труд воспитателя). Думала, что у меня не будет родителей обучающихся.

Как я ошибалась... Я получила "кипящую" от документации голову. Получила не 25 родителей, а 125. Получила ноутбук с текстовым редактором и редактором презентаций, в остальном абсолютно не адаптированный под запросы современной системы образования (не путаем здесь с техническими характеристиками, понимая загруженные приложения для выполнения той или иной функции). Получила "сдать нужно было вчера", хотя рассылки даже ещё не было. Получила столько обязанностей, что в буквальном смысле хваталась за голову.

Но мне было в кайф. Я знала, что я могу дать педагогам. И знала, чем могу помочь. И в этом главная роль старшего воспитателя. Не доставать, сидя на стуле с блокнотом, а помогать. Не фиксировать замечания в ходе занятия, а по-тихому "включиться" в него. Не вешать новые и новые обязанности на воспитателей, напротив, брать их часть на себя. 

Я уже неоднократно говорила о том, что административные должности детского сада и их престижность остались далеко в прошлом. Я никогда не рассматривала должность методиста как какой-то карьерный взлёт. Но да, эта работа даёт определённые "плюшки". Это даёт возможность организовывать образовательный процесс всего учреждения, оптимизировать его, делать более эффективным. Естественно, в контакте и тесном взаимодействии с коллективом. Ты-то придумал, а коллектив твой способен внедрить и реализовать эту задумки? 

Когда в университете я писала выпускную квалификационную работу, поинтересовалась у научного руководителя, как мне лучше выразиться: я или мы? На что Елена Александровна мне ответила: "А кто такая ты? Кто ты без детей? Только "мы" и никак иначе." Позже эти слова я конвертировала в методическую работу, опять же, применяя их к себе: "Кто такой ты? Кто ты без воспитателей, специалистов и руководителя?".

Звучит красиво, правда? Только ложка дёгтя-то должна быть. А вот и она. Стоит понимать, что

В современных реалиях работа старшего воспитателя является скорее компьютерно-бумажной

И всё менее ориентированной на ту деятельность, которая подразумевается под этой должностью. Из года в год я наблюдала сокращение возможности быть рядом с педагогами, анализировать их деятельность и помогать, как говорится, не отходя от кассы".

Функционал старшего воспитателя, он трансформируется с трансформацией системы образования. Хотя должностная инструкция звучит всё так же. Но все новшества, которые вводятся, чаще чего вменяются именно методисту. А кому? Педагогу на группе? Ему когда этим заниматься?

Что выполняла лично я помимо основных обязанностей старшего воспитателя

  • Осуществляла фото- и видеосъёмку всех мероприятий, происходящих в детском саду, обрабатывала фото, монтировала видео;
  • Являясь администратором официального сайта и группы детского сада в ВК, выкладывала вышеуказанные медиаматериалы на эти площадки. Более того, внесение изменений в интерфейс сайта, размещение баннеров и много чего ещё - это я тоже делала;
  • Руководила деятельностью творческой группы по реализации инновационной площадки;
  • Была назначена ответственным за реализацию мероприятий, направленных на обеспечение сами-понимаете-какой защищённости учреждения, а так же председателем комиссии по антикоррупции. А это ещё парочка делопроизводств;
  • Разрабатывала шаблоны для тематического оформления стендов и другого оформления детского сада. Не поверите, даже ругалась со студией печати после того, как в их рекламном материале увидела одну из своих работ;
  • Придумывала разнообразные дидактические пособия для организации образовательной деятельности и самостоятельно их изготавливала. Как всем нам известно, подходящих педагогам-дошкольникам материалов для работы с детьми либо днём с огнём не найти, либо финансов на это не хватает;
  • Шила детские карнавальные костюмы для праздников;
  • Замещала руководителя и решала в эти моменты просто необъятное количество задач. Угадайте, куда было заброшено в эти моменты методическое сопровождение? Верно, в дальний угол;
  • Штукатурила, шпаклевала, колеровала краску и выполняла покрасочные работы;
  • Устанавливала программное обеспечение коллегам на ноутбуки (да, техника у нас была корпоративная), а так же устраняла проблемы с ПО;
  • Продолжать?

Коллеги, я хочу, чтобы вы правильно поняли мой посыл. Пункты выше - это не жалобы на жизнь, со всем этим я справлялась. В работе мне пригодились многие мои увлечения: шитьё, рисование, декупаж, фотография и многие другие. Фотошоп я освоила ещё в старшей школе, правда теперь использую другие графические редакторы. И я люблю "копать" и "докапываться" до истины.

Я никого не призываю отказаться от идеи попробовать себя в роли старшего воспитателя детского сада

Я к тому, что должность старшего воспитателя - это не с чашкой чая и "кнутом" ходить по учреждению и "руководить". Если вы уверены в своих возможностях, и, в первую очередь, в том, что вы знаете методику дошкольного образования, велком. Если руки ваши растут из нужного места, велком. Потому что и руками работать придётся много. Если вы готовы быть на одной волне с педагогами (не равняем с "одной ногой"), велком.

Спросите себя, будете ли вы эффективны на этой должности? Понимаю, что, не попробовав, ответить сложно. Но в моей практике есть примеры, когда люди шли в методическую работу не за тем. А потом, например, запрещали читать детям сказки, где главный герой - Иван-дурак. Угадайте, почему? Потому что сына-дошкольника методиста звали Ваней. К слову, этого администратора хватило на полгода.

Но будьте готовы к тому, что дома вы будете работать не меньше воспитателя. Потому как все вменённые обязанности в 7-часовую ставку старшего воспитателя попросту не поместятся. А полторы ставки в среднестатистическом детском саду у вас вряд ли будет. А если и будет, то дел это не уменьшит, потому что ставка пропорциональна количеству групп.

Ещё немаловажно. Читайте внимательно, это скрин с должностной инструкции старшего воспитателя:

Должен ли замещать воспитателя старший воспитатель?
Должен ли замещать воспитателя старший воспитатель?

Да-да. Слышала от методиста-карьериста, что она никогда не встанет на группу. Встанет, куда денется. Этот раздел инструкции называется "Связи по должностям". Если вы идёте "в кресле посидеть", как выразился однажды мой бывший завхоз, - не прокатит. Тем более в режиме острой нехватки педагогических кадров. Готовы к такому развитию событий?

А ещё будьте готовы к тому, что не всем коллегам ваши идеи "зайдут". Будьте готовы к тому, что жёсткость и профессиональная дисциплина - вещи совсем не близкие. Будьте готовы к тому, что вы всё равно будете плохой. Ха-ха, а кто любит администрацию? И если в вашей голове уложатся эти моменты, адаптация к новой должности пройдёт менее болезненно. И, кстати, стоит поговорить о том, как не проста участь новоиспечённого старшего воспитателя, который заступил на эту должность в своём же коллективе. Подписывайтесь на канал "Методист в отставке" и активируйте колокольчик, чтобы не пропустить новый материал. Удобнее всего сделать это в приложении Дзен, поэтому скачивайте, не стесняйтесь. Лайкните этот материал, возможно кому-то из наших коллег он поможет принять верное решение.

Ах, да. А что же ты с такой классной работы ушла? Раз справлялась, всё нравилось. И я уже дала ответ на этот вопрос в одном из своих материалов. Если вы его ещё не видели, самое время открыть. Ссылка чуть ниже. Обнимаю всех.

Кстати, заглядывайте в ТГ, там не о работе, а о творчестве и просто жизни. Ссылку оставлю в закреплённом комментарии.