Найти в Дзене

Июньская книжная колонка

Когда говорят Яна Вагнер, обычно уточняют – по книге которой, снят сериал «Эпидемия». А когда говорят о сериале «Эпидемия», обычно уточняют – тот, который Стивен Кинг назвал «чертовски хорошим сериалом». Не мне спорить с мэтром, но я, как всегда, стою на позиции «книга лучше». И книга эта называлась «Вонгозеро», и была она дебютом Яны Вагнер в большой прозе, и было это в 2011 году. Роман сразу номинировали на две престижные литературные премии – «Новая словесность» (НОС) и «Национальный бестселлер». Через два года вышло продолжение истории – книга «Живые люди». Дилогия эта о том, как практически вся Россия вымерла от неизвестного респираторного заболевания, передающегося воздушно-капельным и контактным путем. В момент издания обе книги прошли мимо меня, и прочитала я их в самый идеальное для сюжета время – в апреле 2020 года, когда пик ковидных ограничений и ажиотажа достиг максимума. Надо признать, нервишки это щекотало гораздо больше, чем какие-то странные события в штате Мэн. Несмот
Боюсь, если оставить оригинальное название заметки, Дзен забанит за кликбейт....
Боюсь, если оставить оригинальное название заметки, Дзен забанит за кликбейт....

Когда говорят Яна Вагнер, обычно уточняют – по книге которой, снят сериал «Эпидемия». А когда говорят о сериале «Эпидемия», обычно уточняют – тот, который Стивен Кинг назвал «чертовски хорошим сериалом». Не мне спорить с мэтром, но я, как всегда, стою на позиции «книга лучше».

И книга эта называлась «Вонгозеро», и была она дебютом Яны Вагнер в большой прозе, и было это в 2011 году. Роман сразу номинировали на две престижные литературные премии – «Новая словесность» (НОС) и «Национальный бестселлер». Через два года вышло продолжение истории – книга «Живые люди».

Дилогия эта о том, как практически вся Россия вымерла от неизвестного респираторного заболевания, передающегося воздушно-капельным и контактным путем. В момент издания обе книги прошли мимо меня, и прочитала я их в самый идеальное для сюжета время – в апреле 2020 года, когда пик ковидных ограничений и ажиотажа достиг максимума. Надо признать, нервишки это щекотало гораздо больше, чем какие-то странные события в штате Мэн.

Несмотря на болезненную актуальность темы, с литературной точки зрения книги меня впечатлили не сильно. Написано было просто, качественно, но не особо ярко. «Вонгозеро» было этаким «роуд-муви» на фоне апокалипсиса, где динамика подразумевается хотя бы в силу простого перемещения в пространстве, а вот «Живые люди» – это уже скорее «робинзонада», жанр, на мой взгляд, чаще всего нудноватый. Хотя, с эмоциональной точки зрения вторая книга показалась мне интересней и насыщенней.

Очень реалистично в книгах выглядят и беспомощность государства, и дикий хаос, и доминирование права силы над всеми другими правами, и выползание их подворотен всяческих мутных личностей. Но ничего нового в этом нет, книги и фильмы постапокалиптического жанра много раз подсвечивали именно эти проблемы.

Следующая книга писательницы – роман «Кто не спрятался» – вышла в 2017 году. Её я тоже прочитала с заметным опозданием, лет этак через пять после издания.

На этот раз Яна Вагнер играла на поле детектива, точнее даже герметичного детектива, когда жертва, убийца, подозреваемые и свидетели заперты в каком-то ограниченном пространстве. В данном случае выбор места был абсолютно не оригинален – шале в горах, которое как нельзя кстати потеряло связь с внешним миром из-за плохой погоды. Герои – группа взрослых друзей на отдыхе. Отправная точка – убийство. То, что происходит дальше нельзя назвать расследованием, скорее это психологическая драма на фоне попыток понять, кто убийца и почему такая ситуация вообще оказалась возможной.

Объективно, роман, пожалуй, хорош. Яна Вагнер намного мастеровитее в этой книге, чем в «Вонгозере». Здесь есть хорошо проработанные и непохожие друг на друга персонажи, яркие метафоры, любопытные отвлеченные рассуждения. Но, субъективно, книга мне совершенно «не зашла».

Последняя на данный момент книга Яны Вагнер вышла в этом году. Это роман-катастрофа «Тоннель». И, о чудо, я прочитала его сразу после выхода, а не через несколько лет.

Сюжет известен из аннотации и не является спойлером: автомобильный тоннель внезапно закрывается с обоих сторон бетонными перекрытиями и около пятисот человек со своими автомобилями и тараканами в голове остаются запертыми в условиях жары, нехватки воздуха, отсутствия воды и еды, а главное в полной неопределенности о том, что произошло и когда ждать спасения.

Фокус авторского внимания снова сосредоточен на людях в сложной ситуации: поведение, взаимоотношения, манипуляции, формирование группировок, превращение в толпу. Читать «Тоннель» очень интересно. Яна Вагнер умело нагнетает обстановку. Отрицание, гнев, торг, депрессия – всё присутствует в нужных количествах.

Книги Яны Вагнер я бы назвала старым добрым словом беллетристика, не вкладывая в него никакого пренебрежительного контекста. Легкая и увлекательная литература – то, что надо для приятного летнего чтения.