Когда учился в школе, до старших классов больших проблем с предметом «русский язык» я не испытывал. Они начались начиная с восьмого класса, когда мы стали писать многочисленные сочинения. Писал я сложными предложениями, в результате оценка за содержание, как правило, была отлично, а за грамотность и орфографию – двойка. В итоге по окончанию средней школы, помимо аттестата о среднем образовании я получил еще и характеристику, написанную классным руководителем – Еленой Ивановной Мухановой и подписанную как водилось в то время профоргом и комсоргом класса — моими одноклассницами. В этом документе было написано: «… может заниматься хорошо по всем предметам, кроме языков, которые даются с трудом». У меня до сих пор остаются вопросы о необходимости и целесообразности этих «путевок в жизнь», знаю несколько одноклассников, которым они создали большие проблемы в начале их трудового пути, но такие тогда были правила. Сразу после окончания школы в институт я не поступил и через год работы в приемную комиссию Вуза благоразумно принес другую, с места работы, где об указанных талантах не было ни слова. Хотя, надо честно признать, написанное моим классным руководителем, я «успешно» подтвердил на вступительных экзаменах.
Обо всем по порядку. Документы для поступления подал в Томский политехнический институт, на факультет «Автоматики и вычислительной техники» (АВТФ), всего было 120 мест, из них 30 отдавались выпускникам «Рабфака», на остальные 90 было 250 претендентов, то есть два с половиной человека на место. На факультет поступать шли люди с высокими средними баллами об образовании – многочисленные медалисты и отличники, мой средний балл был – 3,75, такие были у «рабфаковцев», но это меня не испугало. Первые три вступительных экзамена – письменную и устную математику и физику, я лихо сдал на пятерки, последним экзаменом было сочинение, для достижения поставленной цели меня устраивала «тройка». Но все оказалось не так просто, перед началом экзамена я совершил несколько «судьбоносных» ошибок.
Первая — при выборе места для написания сочинения сел на парту с симпатичным парнишкой, его ангельская внешность обнадежила меня, звали товарища Олег, был он из Ленинск-Кузнецка. Позже на первых двух курсах мы крепко дружили, пока Олег не стал жертвой любви и не остался на повтор, недавно возобновили контакты. Проблема оказалась в том, что товарищ сильно заикался и на помощь при написании сочинения рассчитывать не приходилось, у друга с собой была стопка маленьких фотографий с готовыми сочинениями, откуда он благополучно и списал свою тему, я же плохо видел, носил очки и предложенная им помощь для меня оказалась бесполезной.
Вторая – из предложенных тем сочинений выбрал роман Максима Горького «Мать», прозу пролетарского писателя в тайне души я ненавидел и данную тему выбрал для того, чтобы писать простыми предложениями, для уменьшения количества ошибок. Помнится на собрании перед сочинениями нам зачитывали «перлы» из сочинений абитуриентов прошлых лет. Там творчество Горького было широко представлено, помимо затертого до дыр «пролетарского» происхождения Челкаша, видневшегося из его порванных штанов, запомнилась фраза одного умника о замечательном рассказе Горького «Старуха из Юрги».
Небольшое лирическое отступление. Перед тем как писать данный рассказ я решил освежить в памяти события данного романа и с удивлением обнаружил, что через 35 лет мою отношение к этому произведению радикально изменилось в лучшую сторону. Приведу лишь один пример. Вся практическая революционная деятельность главного героя романа Павла Власова, променявшего пьянство на коллективные чтения и распространение запрещенной литературы, плюс участие в несанкционированной первомайской демонстрации, на которой нес красный флаг, после чего был арестован, осужден и отправлен на поселение, свелась к неудачной попытке организации забастовки среди рабочих из-за введенного руководителем фабрики дополнительного налога. Владелец фабрики, как следует из текста стал удерживать с каждого заработанного рабочими одного рубля – одну копейку, для осушения болот, расположенных вокруг города, где находилась данная фабрика. Применительно к нынешнему времени следует, что владелец фабрики жил не на Лазурном берегу, а там же где и рабочие. Он проявлял заботу об улучшении жилищных условий работников фабрики и об экологии этого города. Размер налога в 1% при сравнении с нынешними поборами выглядит просто смехотворным. Кроме того, судя по неудаче Павла Власова, о которой он очень расстраивался, большинство неграмотных рабочих понимали необходимость данного налога и не поддались революционной агитации. Когда я изучал этот роман в школе, все вышеописанное подавалось нам как непомерная алчность «капиталиста — мироеда», никто из учителей не акцентировал внимание на реальную сущность описанных событий, а наши незрелые мозги проглатывали подаваемое блюдо по умолчанию.
Вернемся у описываемым событиям. На 250 участников экзамена, оказалось 5 двоек, одним из «пятидесятников» оказался и я. Обидно было до слез, узнав результат зашел в экзаменационную комиссию, ее председатель предложил мне оспорить результат в конфликтной комиссии, которая была назначена на следующий день. Мой отец позже говорил, что это был плод его усилий, правду до сих пор не знаю. Мне объяснили, что согласно правилам двойка ставится при наличии более пяти ошибок. Конфликтная комиссия состояла из одного человека, дамы старше сорока, когда я вошел в помещение и занял место перед столом, за которым она восседала, то шестым чувством почуял что «экзекутор», относится ко мне с плохо скрываемой неприязнью. Чем было вызвано такое отношение не знаю, даму я видел первый и слава богу в последний раз в этой жизни. Когда мне выдали мою писанину, я с изумлением обнаружил, что из восьми ошибок четыре были отмечены в специально искаженным мною слове, взятым в кавычки. Так я пытался подчеркнуть неграмотность рабочих, фигурировавших в романе, причем кавычки были зачеркнуты проверяющей. Я искренне возмутился и сказал: «Ошибок всего четыре, оценка выставлена неправильно». Мадам, недобро поглядев на меня, вдруг сказала: «Это я проверяла ваше сочинение, двойку я поставила вам не за грамотность, а за убогое содержание. Человек с таким интеллектом как у вас не мог математику и физику сдать на отлично. Ваши оценки выдуманные. Вы не раскрыли предложенную тему и даже не объяснили, почему автор назвал это произведение «Мать». Если вас принять, вы не проучитесь более одного семестра». Тут я тоже разозлился, и сказал даме: «Я не знаю зачем вы меня пытаетесь унизить. Вы тоже физику и математику знаете на пятерку? Роман назван так потому, что мать никогда сына не предаст и всегда будет на его стороне. В конце романа она пыталась доставить листовки с описанием суда сына, но на вокзале была опознана шпиком, который обозвал ее воровкой. Пытаясь защитить свое имя она стала раздавать листовки окружающим и была схвачена за горло жандармом. Далее роман заканчивается, сказать о дальнейшей судьбе героев мне нечего. Уберите неправильно отмеченные ошибки, я тоже могу пожаловаться». В момент моей пикировки с проверяющей, в помещение вошел председатель экзаменационной комиссии, мужчина одного с ней возраста. Мадам его не заметила и забрав у меня рукопись зачеркнув слово с ошибками, стала заново проверять сочинение, я успел заметить, как она красной ручной пометила одну непоставленную запятую, а точку исправила на восклицательный знак. Тут слово взял председатель экзаменационной комиссии: «Я не понимаю, что здесь происходит. По-моему, мы обо всем с вами договорились» - сказал он даме. «Нам на факультете нужны люди, знающие физику и математику» - закончил товарищ, а дама с большой неохотой поставила мне тройку в экзаменационную ведомость. Вот тогда я точно узнал, где надо ставить запятую во фразе: «казнить нельзя помиловать». Председателя добром вспоминаю всю жизнь. Институт я закончил через пять лет в 1984 году, из поступивших 120 человек до финиша дошло 65, с учетом 25 восстановившихся после академических отпусков и отслуживших в армии, ранее отчисленных студентов. Итого из стартовавших вместе со мною, дипломы получила одна треть. Соответственно, вопрос, а каким интеллектом обладала сама проверяющая?
На первых курсах и речь моя испытывала проблемы, рассказывая какие-нибудь захватывающие истории часто торопился и выдавал фразы типа: «улыбнись ты мне лучаво» или «ледяной корк тронулся». Мои многочисленные друзья говорили: «Краб опять корки мочил». На новый год на втором курсе они подарили мне орфографический словарь. Один из моих лучших друзей молодости Игорь Овчаренко очень много читал, до встречи с ним считал, что хорошо знаю литературу, однако после общения с Игорем открыл для себя много незнакомых авторов. Читал я в то время запоем, сейчас значительно реже и меньше, обильное чтение сильно повлияло в хорошую сторону на мою грамотность, писать и говорить я стал значительно лучше.
Последний раз в институте «великий и могучий» напомнил мне о себе при защите диплома. Тема моего диплома была «Радиоканал управления транспортного робота», в нынешние времена «беспилотников», она не потеряла свою актуальность. Защита прошла на «ура», я ответил на все вопросы, но в конце один приглашенный из сторонней организации членов комиссии, попросил на доске написать меня словосочетание «скважность импульса». Я уверенно сел в лужу написав «скважинность». Товарищ сказал: «У меня больше вопросов нет, так и в дипломной записке написано». С годами я проникся к родному языку большим уважением, это очень непростой язык. Предлог из одной буквы может радикально поменять содержание фразы. Помнится в годы моей институтской учебы в Томске был открыт первый широкоформатный кинотеатр, названный «Родина» (сейчас называется «киномакс»). Тут же город облетел анекдот. Пассажир в трамвае спрашивает впереди стоящих пассажирок: «Девушки, у «Родины» сходите?» и получает в ответ: «На себя посмотри! Козел!». Со временем я по умению владеть русским языком, стал делить людей на тех у которых внутри встроен алгоритм правильного использования языка и на тех, кто «как слышит – так и пишет», а иногда еще круче. Помнится работавший в начале моей вахтовой работы телеметрический командир по имени Марат, бывший офицер, божился что один из подчиненных ему солдат в слове из трех букв – «еще», сделал четыре ошибки, написав соответственно – «исчо».
Квинтэссенцией зачастую являются не самые длинные объявления. Во время учебы в институте, хорошо запомнил объявление, размещенное на одной из четырех массивных дверей входа в главный корпус ТПИ. У дверей по очереди меняли дверную фурнитуру, на крайней висело короткое объявление: «Вход не тут», более того снизу надписи была размещена стрелка, указывающая влево, догадаться, где «вход», без бутылки было невозможно. Многим вахтовикам работавшим в конце девяностых и начале двухтысячных годов, запомнилось замечательное объявление в одной из столовых комплекса общежитий вахтового поселка Пионерный, лаконичная надпись гласила: «Пальцами и яйцами в солонки не макать!». Иногда забавные ситуации создают, объявления, написанные по всем правилам русского языка. Одну такую историю мне поведал, в бытность моей работы на НПО «Полюс», технолог которого звали Саша. Когда Александр учился в институте, окно регистратуры студенческой поликлиники украшало объявление: «Называйте учебное заведение, фамилию и номер группы!», клянусь я его тоже помню. Когда друг добросовестно выполнял все предписанное из окошка регистратуры с небольшими вариациями раздавалось: «Как тебя вообще приняли в институт?» или «Как ты мог окончить такой-то курс Вуза если прочитать объявление не можешь?», продолжением была фраза: «Давай сюда свой студенческий билет!». Через паузу из окошка раздавалось: «Извините пожалуйста…». Саша обычно говорил: «Да все нормально, я уже привык». Не лишне сказать, что по национальности Александр был немец и обладал короткой фамилией: «Ноль». Когда за «великий и могучий» берутся представители Средней Азии, жди веселья и дело не в характерном южном акценте, а в необычных трактовках. О запомнившемся эпизоде я и расскажу. В первые годы после окончания института, я частенько ездил во время отпуска вместе с товарищами в гости к своим студенческим друзьям, один из которых проживал в Алма-Ате, а двое других во Фрунзе (ныне Бишкек). Погостив несколько дней в Алма-Ате, мы отправлялись в солнечную Киргизию. Обычно междугородний автобус преодолевал путь между столицами, проносясь мимо аппетитных летних кафе и раскаленных мангалов с шашлыками без остановок, но недалеко от Фрунзе делал остановку на автовокзале поселка, называемого станция Георгиевская, я думаю водитель автобуса был из этих мест. До цели было километров 15, а остановка была более 40 минут. Как правило, рынки уже были закрыты, в буфете автовокзала съестного было «шаром покати», но продавался «лимонный напиток» - смесь воды и лимонной эссенции. Мой друг Игорь, называл этот напиток «гнилая вода», но выбора не было, пить хотелось, и я обратился к продавцу, в Средней Азии это сугубо мужская профессия: «Уважаемый, пожалуйста три стакана лимонного напитка!». Продавец, выставив на прилавок три стакана с напитком сказал: «Давай 50 копеек». Улыбнувшись, отвечаю: «50 на три не делится!». В ответ: «Дорогой, ты что цену лучше продавца знаешь? Да?!».
Недавно, перед чемпионатом Европы по футболу, посмотрел повтор знаменитого и памятного четвертьфинала 2008 года «Россия» - «Нидерланды», Аршавин и компания обыграли голландцев 3:1! Комментировал игру нынешний мэтр комментаторского цеха Георгий Черданцев. Комментаторы, люди, которые профессионально владеют «великим и могучим» и главная претензия к ним в том, что озвучиваемое ими зачастую совсем не соответствует тому, что ты видишь на экране. Камера сначала показывает симпатичную голландку в оранжевой майке с нарисованным государственным флажком на щеке, а затем выхватывает трех наших, немолодых, явно поддатых и раздевшихся до пояса фанатов из «новых русских», активно празднующих успех сборной. Голос за кадром: «Вот люди болеют, переживают за свою страну, а не паясничают и гримасничают на камеру». Без слов!!!
С начала прошлого века наш «великий и могучий», подвергается постоянной атаке новыми иноземными словами. Из последнего, навязчивая реклама Доширака, изготовленная по технологии ферментации, вызвала у меня любопытство, что же это такое? Ответ ферментация — биохимическая переработка органических веществ (сырья или продукта) при помощи ферментов (белковых катализаторов) или под воздействием микроорганизмов. Я думаю, коммерчески не выгодно говорить, что продукт изготовлен с помощью брожения более 100 дней, брожение – один из видов ферментации, вряд ли кто захочет это есть.
В заключении два старых анекдота времен моей молодости, на затронутую тему. Второй сейчас не в тренде, еще и обвинят в расизме, но вперед, раз пошла такая пьянка.
Первый. Раздраженный беспорядком во время лекции, офицер военной кафедры обращается к студентам: «Товарищи, вас надо вывести в чистое поле, поставить лицом к стенке и пустить пулю в лоб».
Второй. Ректор МГИМО проводит совещание среди преподавателей во время вступительных экзаменов. Несколько из них жалуются: «Конкурс огромный, столько детей нужных людей претендуют на места, а тут из Сибири приехал один вундеркинд и никто его «срезать» не может!». Ректор успокаивает всех, не беспокойтесь я сам им займусь. На аудиенции, ректор обращается к вундеркинду: «Представьте, вы работаете в дружественной нам африканской стране послом. В главный порт дружественной африканской страны заходит наш военный корабль, на борту возникает инцидент, из орудия главной башни судна, происходит незапланированный выстрел. Снаряд падает на главном рынке дружественной нам африканской страны, есть убитые и раненые. К вам с нотой приходят дружественные нам представители посольства, дружественной африканской страны. 5 мнут вам для подготовки ответа!». Через пять минут ректор читает текст ответа вундеркинда и говорит: «Крутой ты парень, придется тебя принять…, все правильно … искренние соболезнования, только запомни «на хрен» пишется раздельно, а «Черные Обезьяны» с большой буквы – все-таки дружественное нам африканское государство!».