Найти тему

Задача и проблема в диссертации. Что это такое и в чем разница.

Частым недостатком кандидатских диссертаций является то, что соискатели формулируют научную задачу исследования как проблему, либо использует в диссертации термин «проблема» не понимая сути данного понятия.

Если, как показано в предыдущей статье автора, научная задача – это тo, чтo надо разработать в науке при том, что уже имеется, по крайней мере, один метод решения данной задачи, то научная проблема – это тo, что надо разработать в науке, пpи этом метод разработки неизвестен.

Другими словами, научная проблема – это научная задача, метод решения которой не известен. Как только появляется любой метод решения проблемы, то проблема редуцируется к задаче [1, 2].

В своей лекции [3] Ф.Т. Алескеров указывает: «…в задаче … четко определено, что дано и что мы намереваемся получить и больше того, в задаче обычно известны пути ее решения и научный аппарат, которым мы пользуемся. … Проблема – это другое. Известно, что дано, но что мы получим, далеко неизвестно. Больше того, научный аппарат и техника решения … неизвестны. Их приходится отдельно разрабатывать под проблему или модифицировать что-то из существующего...» [3].

В работе [4] указывается, что под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом знании. В фундаментальных исследованиях разрешить научную проблему – значит открыть новые закономерности, сделать известным, понятным, описанным то, что до исследования было неизвестно, непонятно, не описано [5].

В прикладных исследованиях разрешить научную проблему – значит предложить новые варианты решения важной и сложной задачи, которые ранее в данной предметной области не использовались и которые дают существенный научный и практический эффект, хотя и могут базироваться на известных обычно в фундаментальных науках закономерностях [6].

Научная задача обычно отличается от научной проблемы меньшим охватом исследуемых явлений или объектов и масштабом примененных способов или методик ее решения, носящих частный характер и, как правило, перенесенных из сравнительно близкой предметной области [4].

Разницу между задачей и проблемой соискателю ученой степени нужно понимать и учитывать.

За решение научной проблемы присваивают ученую степень доктора наук, а за решение научной задачи – ученую степень кандидата.

Выписка из Положения о присуждении ученых степеней [7]:

п. 9 Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой … решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение…

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний…

Указание соискателем кандидатской степени на то, что в его диссертации поставлена и решена такая-то проблема наводит экспертов, проводящих экспертизу диссертации, на мысли о том, что либо соискатель вообще не владеет общепринятой научной терминологией, что говорит о его низкой научной квалификации, недостойной присвоения ученой степени, либо в его диссертации действительно решена научная проблема, заслуживающая присвоения ученой степени доктора наук. Как правило, после углубленного изучения диссертации, в подавляющем большинстве случаев, эксперты убеждаются в первом выводе, и лишь в исключительно редких случаях – во втором.

Полезным следствием понимания сути задачи, решаемой в кандидатской диссертации, является то, что уже есть как минимум один альтернативный вариант решения. Таким образом, соискатель в диссертации может и должен сравнивать свой вариант предлагаемого решения с имеющимся, с целью обоснование того, что его решение лучше.

Данная статья является выдержкой из книги автора «Макаренко С.И. Оформление и защита кандидатской диссертации по техническим наукам. Часть 1». Скачать электронную версию этой книги можно на сайте издательства «Наукоемкие технологии» или в РИНЦ. Заказ бумажной версии книги доступен в интернет-магазине вышеуказанного издательства.

Литература:

1. Долгов А. И. Подготовка диссертаций в области военной науки и техники (методическое пособие). – Ростов-н/Д., 1990.

2. Долгов А. И. Подготовка и написание диссертации. Методические указания. – Ростов-н/Д., 2002.

3. Алескеров Ф. Т. Как подготовить и написать диссертацию? // Сайт НИУ ВШЭ [Электронный ресурс], 2008. – URL: https://www.hse.ru/data/2011/12/31/1262232834/LectureForStudent%20(1).pdf?ysclid=lr0wxyars5719206881 (дата обращения: 20.02.2024).

4. Методология научного исследования // bstudy.net [Электронный ресурс], 2013. – URL: https://bstudy.net/834850/pedagogika/metodologiya_nauchnogo_issledovaniya (дата обращения: 20.04.2024).

5. Будко В. В. Философия науки. – Харьков: Консум, 2005. – 268 с.

6. Бунге М. Интуиция и наука / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1967.

7. Положение о порядке присуждения ученых степеней (в редакции от 25.01.2024). Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842. – М.: Правительство РФ, 2013.

Вся информация действительна на дату опубликования: 5 июля 2024 г.

Об авторе: Макаренко Сергей Иванович, доктор технических наук, доцент, эксперт ВАК. Подробности здесь.