«Эй, ты! Иди сюда!» Довольно-таки яркая фраза, раскрывающая примитивную «НЕДОличность» произносящего. Вы удивитесь, но именно так некоторые сотрудники обращаются к другим в офисе. В особенности это касается ветки «начальник-подчинённый». Означает ли это безграничную власть или показывает недалёкий ум? Конечно же, второе.
Служебная иерархия всегда была и остаётся жёсткой, едва ли терпящей отхождение от общепризнанных норм. Сейчас речь не идёт о тех компаниях, где полностью отсутствует дресс-код и приветствуется неформальное общение. Речь идёт о большинстве. О большинстве крупных компаний, где есть рамки, есть правила и есть запреты. И чтобы не попасть впросак, стоит внимательно изучить основные нюансы служебного этикета.
Служебный этикет: принципы
Не стоит думать, что мы сейчас откроем для вас Америку. Наверняка, все основные принципы вы и сами знали. Но вот вопрос: «Применяли ли их на практике?». Знать – это одно. А придерживаться – совсем другое. Доведение до автоматизма соблюдений основных принципов позволит вам стать ЛУЧШИМ СРЕДИ ЛУЧШИХ. Итак, начнём:
— «У меня умерла собака. Мне так грустно. Она была членом семьи 10 лет».
— «Хватит причитать! Работай давай, нам ещё отчёт сдавать сегодня. Подумаешь, собака. У меня на них вообще аллергия! Не люблю этих шерстяных».
Знакомо? У одного человека произошла трагедия (по его мировоззрению и отношению), а другой высказывается на этот счёт резко и негативно (опять-таки смотря со своей «колокольни»). Отсюда и пошла потребность в соблюдении важного принципа ГУМАНИЗМА. Этот принцип, пожалуй, самый объёмный и сложный для понимания. В него входит:
- Вежливость, проявляющаяся в «Доброе утро, хорошего дня», «И тебе доброе утро. Надеюсь, сегодня всё пойдёт по плану»;
- Тактичность, проявляющаяся в «Не знаю причину твоих слёз, но она, должно быть, очень весомая. Как я могу тебе помочь?»;
- Скромность, проявляющаяся в «Моя работа сделана хорошо. Впрочем, в нашем коллективе каждый сотрудник профессионал своего дела»;
- Почтительность, проявляющаяся в «Маша, не тащи сама кулер с водой. В следующий раз скажи мне, я мужчина, и мне несложно помочь с такой мелочью хрупкой девушке».
Следом за гуманизмом берётся во внимание ТОЧНОСТЬ. Не зря говорят, что «Точность – вежливость королей». Человек, постоянно опаздывающий на встречи, точно не вызывает положительных эмоций. Более того, речи о доверии к качеству работы такого сотрудника и быть не может. Как ему можно доверить важный проект, если он не в состоянии следить за временем? Ведь это элементарно!
Далее отметим важность принципа КОРРЕКТНОСТИ. В независимости от сложившихся внешних обстоятельств, всегда помните кто вы и где находитесь.
«Какого хрена тебе надо? Зайди потом, у меня плохое настроение». Это ещё один яркий пример, которому следовать не нужно. Подобное поведение недостойно как для сотрудника, так и для большого начальника. В корректности все равны.
Следом за корректностью идёт ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ. Про неё многие напрочь забывают. «Вера, принеси мне чай, приготовь отчёт по бюджету за прошлый месяц, купи подарок моей жене, забери собаку со стрижки, сформируй список отпусков. И вообще, где уже мой кофе, наконец? Уже целую вечность жду». Звучит смешно? Увы, правда суровой реальности.
В попытке успеть всё и сразу легко забыть, и забыться. Задавая высокий темп в работе, в первую очередь нужно помнить о целесообразности. А то получится, как в примере выше, когда начальник забыл, что просил чай, а сам при этом ждёт кофе. Согласитесь, приятно, когда тебе дают последовательный список дел и при этом выделяют на него достаточное количество времени. Не менее приятно самому определить целесообразность своих действий и грамотно расставить задачи.
Служебный этикет: правила
«У тебя есть пять минут, слепая жирная овца, чтобы принести мне годовой отчёт по всем проектам. Иначе вылетишь, как пробка! Я тебя по миру пущу! Тебя ни одна компания на работу не примет! А ты что смотришь на меня, остолоп? Принеси мне воды!» Как думаете, сколько правил служебного этикета нарушено всего лишь в одном монологе? Давайте над этим вопросом разбираться вместе.
Итак, начнём с начала. Акцентирование внимания на нездоровом цвете кожи, дефектах зрения, а уж тем более набранном весе недопустимо. Его тело – его дело! Конечно, если речь не идёт о человеке, пришедшем в офис в одном нижнем белье.
Угрозы и запугивания совершенно недопустимы. Этак вам нужно назад, в 90-е годы. Сейчас любые ваши неосторожные высказывания могут повлечь за собой материальную, дисциплинарную или иную ответственность.
Грамотное определение задач должно исходить с учётом реального времени на их выполнение. Понятно, что пяти минут не хватит на создание крупного годового отчёта. И негласное правило временных промежутков должно учитываться.
Порой так и хочется, чтобы вокруг тебя все бегали. Причём не важно, будь ты собственник компании, наёмный руководитель отдела или менеджер среднего звена. Поэтому важно вовремя вспоминать о том, что все штатные единицы выполняют только те задачи, которые прописаны у них в договоре о приёме на работу. Если вам нужен отдельно водовоз, так наймите его. А давать подобные задания менеджеру точно не следует.
Кстати, многие примеры выше на первый взгляд акцентированы на отношении «начальник-подчинённый». Но это только на первый взгляд. Если копнуть глубже, то наверняка многие сталкивались с тем, когда два сотрудника с одинаковыми должностями ведут себя совершенно по-разному. Нередко встречаются случаи, когда один пытается всячески унизить, язвительно оскорбить или переложить свою ответственность на другого. И сейчас даже не важно, как это оценивается с моральной точки зрения. В соответствии со служебными правилами это немыслимо.
Оставайтесь с нами. Впереди вас ждёт ещё больше статей об этикете, нормах общения и о многих других волнующих общество темах.
Читайте про речевой этикет: правила и запреты на нашем сайте shetells.ru