5 июля (24 июня по старому стилю) 1710 года было основано Царское Село. В тот далекий день, 314 лет назад, Петр I подарил Саарскую мызу-усадьбу своей супруге Екатерине. Саарская мыза вскоре стала Царской в прямом смысле слова — петербургский пригород со временем превратился в летнюю резиденцию русских монархов.
Центром и подлинной жемчужиной Царского Села является Большой Екатерининский дворец. История и время не всегда были к нему благосклонны. Великая Отечественная война и вовсе оставила от архитектурного шедевра обгоревшие руины. Восстановление дворцово-паркового комплекса шло поэтапно — первые залы были открыты для посетителей в 1959 году. Но реставрация продолжается и по сей день. Некоторые объекты вернулись к жизни уже в наши дни, а какие-то откроют свои двери уже в ближайшее время.
Домовая церковь Екатерининского дворца
В 2019 году после грандиозной реставрации, в которой принимало участие более 400 человек, открыта для посетителей домовая церковь Воскресения Христова — яркий, красивый храм с радостным и теплым мироощущением. В центре шестиярусный иконостас с золочеными колоннами, ажурными гирляндами и ангелами. На ультрамариновых стенах более ста живописных образов в золоченых резных рамах. На потолке три монументальных плафона.
Как отметила Наталья Коршунова, начальник отдела научной литературы и библиографии ГМЗ «Царское Село», «нужно сказать большое спасибо не только реставраторам за их колоссальный труд, но и «Газпрому», который позволил состояться реставрационному проекту длиной восемь лет. Храм заблистал всеми красками, которые в него вложили императрица Елизавета Петровна и архитектор Франческо Растрелли».
После реставрации не все резные элементы декора позолоченные. Золото присутствует только на исторических деталях, а восстановленные остались без позолоты. Так реставраторы обозначили новодельные композиции и то, что сохранилось с середины XVIII–XIX веков. Интересно, что аутентичные элементы были найдены в том числе в кладе за алтарем церкви — 182 элемента резного декора были спрятаны теми, кто знал, что когда-нибудь обязательно придут те, кто все восстановит.
Лионский зал
Лионский зал Екатерининского дворца, шедевр Чарльза Камерона, был оформлен празднично и торжественно: на синем лазурите яркие золотые детали и обивка из сияющего желтого лионского шелка. После фашистской оккупации от былого великолепия остались голые стены, кирпичные своды, остов камина, крохи лазурита и небо вместо потолка. К реставрации уникального и сложного интерьера приступили в наши дни. Интересно, что специалисты заказали золотой шелк на той же мануфактуре в Лионе, где в середине 1860-х годов исполняли императорский заказ. Образцы ткани с того самого времени хранились в архиве предприятия. А вот паркет в воссозданном Лионском зале уникальный и аутентичный, Екатерининских времен. Собран из красного, черного, розового дерева, палисандра, ореха и амаранта. Украшен перламутровыми инкрустациями из австралийских жемчужных раковин. В годы Великой Отечественной войны паркет был демонтирован и вывезен в Берлин. Через несколько лет его нашли на складе германского элеватора. Идентифицировали сразу — по перламутру, ведь такого больше нигде нет. Привезли в Царское Село и хранили в фондах. От долгого времени и сложной судьбы паркетные щиты рассохлись, некоторые потеряли перламутровые вставки, гравировка стерлась. Но реставраторам всё под силу!
Лионский зал воссоздан во всем своем великолепии и уже открывал свои двери перед посетителями. А чтобы в дальнейшем сберечь исторический паркет, реставраторы придумали хитрость. «Если бы паркет был просто из дерева, то мы бы выдали гостям войлочные тапочки, и можно было бы ходить по паркету, — рассказывает Мария Рядова, главный архитектор ГМЗ «Царское Село». — Но есть инкрустация перламутром. Нам пришлось создать специальные стеклянные переходные мостки. Опоры не вмонтированы, а поставлены на паркет — в тех местах, где нет исторического рисунка, перламутра, либо на новых вставках. По такой стеклянной воздушной дорожке идет движение в восстановленном Лионском зале».
Сейчас Лионский зал временно закрыт. Это нужно, чтобы сберечь обновленный интерьер, поскольку рядом, в Зубовском флигеле, идут реставрационные работы, в ходе которых рождается не только красота, но и сопутствующие процессу грязь и пыль. Так что даже дверные проемы Лионского зала специальным образом обшиты.
Зубовский флигель
Это корпус, пристроенный ко дворцу с правой стороны. Здесь, на втором этаже, находились личные апартаменты Екатерины II, насчитывающие восемь комнат. Простые и утонченные интерьеры созданы Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги. С 2019 года идет воссоздание этого архитектурного шедевра, пострадавшего в годы Великой Отечественной войны.
Интерьеры восстанавливаются с исторической достоверностью, бережно используются сохранившиеся детали и предметы обстановки. Для этого реставраторы долго изучали архивные документы, старинные акварели и фотографии. В личных покоях императрицы минимум позолоты, дорогих тканей и ковров. Декор интерьеров создавался из необычных материалов — синего, молочного и аметистового стекла, серебра, фарфора и зеркал.
Сейчас реализуемый при поддержке «Газпрома» масштабный реставрационный проект «Екатерина II. Личное пространство» близится к завершению. Не пропустите: открытие Зубовского флигеля должно состояться уже в этом году.
Недоступным для посетителей останется лишь Китайский зал, самый большой и сложный для реставраторов. Планируется, что он откроется через год.
Лаковые панно на стенах создаются по древним китайским технологиям — весьма трудоемким и занимающим много времени. Например, техника куанцай (полихромный резной лак) требует нанесения от 30 до 200 слоев разноцветного лака. Каждый слой высушивается и полируется — только на это уходят месяцы. Потом вся лаковая толщина ажурно прорезается и инкрустируется золотом и красками. Другая используемая техника — мяоцзынь — роспись золотом по черному лаку.
«Благодаря «Газпрому» удалось найти китайских мастеров, которые владеют такими технологиями. Для куанцай это было особенно непросто, подобных промыслов почти не осталось, — рассказала Марина Басова, старший научный сотрудник ГМЗ «Царское Село». — Компания помогла не только финансами, но и в общении со специалистами из Поднебесной».
***
Материал подготовлен на базе докладов в Лектории «Газпром» на международной выставке-форуме «Россия» (ВДНХ):
«История создания, реставрации и воссоздания придворной церкви Воскресения Христова в Царском Селе»: https://vk.cc/ctvuCX
«Удивительная история создания и возрождения Лионского зала Екатерининского дворца»: https://vk.cc/ctvuIh
«Невероятная история воссоздания шедевра – Китайского зала в Царском Селе»: https://vk.cc/cstSeY
Все записи Лектория «Газпром» смотрите на канале «Газпром на выставке Россия»: https://vk.cc/csc8V1
#крупнымпланом