Отчет облстата о динамике цен на вологодском потребительском рынке не стал сенсацией. Цены растут, как обычно, не особо прислушиваясь к прогнозам государевых людей и высоколобых аналитиков.
В начале 2024-го Центробанк и Минфин ориентировались на 4-5% инфляции (то есть совокупного роста цен) по итогам всего нынешнего года. Но уже сейчас, задолго до указанного срока, этот ориентир рухнул под шкальным ветром реальности. Согласно расчетам интернет-портала calcus.ru, инфляционный результат первого полугодия превысил 3,5%, и если рост цен сохранит набранный темп до конца декабря, то годовой уровень инфляции превысит 7%.
Однако мы не раз говорили, что в российских условиях любые усредненные показатели сродни анекдотической средней температуре по больнице. Слишком велики различия между регионами страны, да и внутри одного региона ценовая ситуация может быть весьма неравномерной.
Вот любопытный факт. По данным Вологдастата, с мая прошлого по май нынешнего года стоимость стандартного отдыха в Турции для вологжан выросла на 9%, в то же время стоимость аналогичного отдыха в Объединенных Арабских Эмиратах… сократилась на 7%. И это несмотря на стремительный рост популярности ОАЭ среди российских туристов: в нынешнем январе эта страна заняла первое место по числу посещений нашими соотечественниками, потеснив на «пьедестале почета» прежнего лидера – Египет (Турция осталась лишь на третьем месте).
Но это так, к слову. Выразительные отличия в динамике цен свойственны практически всем отраслям вологодской экономики. Возьмем самый, пожалуй, социально значимый сегмент – продтовары. По данным облстата, в мае общий индекс цен на продукты питания в Вологодской области снизился почти на полпроцента к уровню апреля. Однако некоторые товары этой категории подорожали или подешевели куда более существенно. Рекордным месячным ростом цены отметился маргарин (плюс 6% к предыдущему месяцу), опережающими темпами (порядка 2% к апрелю) дорожали кофе, консервы, мороженое, кондитерская продукция. Между тем на некоторые продтовары цены снижались, и довольно быстро. Отыгрывая последствия спавшего ажиотажа, на 4-5% подешевели к апрельскому уровню куриные яйца и гречневая крупа, на 2-3% - подсолнечное масло, соль и чай.
Примерно такая же картина и в секторе непродовольственных товаров. Общий индекс областных цен в этой сфере экономики вырос примерно на процент. Но неожиданно высоко (плюс 6% к апрелю) подпрыгнули майские цены на холодильники. Заметно (более 3% к предыдущему месяцу) прибавили в цене смартфоны, легковые автомобили отечественной сборки, детская одежда, ювелирные изделия из золота. На другом «полюсе» – мыло и моющие средства, принадлежности для новорожденных и корма для животных, подешевевшие за месяц на 2-3%.