Найти в Дзене

Анжеро-Судженск. Город после закрытия шахт и с нелёгкой историей. Поездка в гости и баня в +33)).

Всем доброго времени суток Уважаемые подписчики и гости. С началом лета, решили съездить в гости к нашим родственникам в город с красивым и не обычным названием Анжеро-Судженск, что находится в Кемеровской области-Кузбассе. Как писал ранее, мы стараемся дважды в год навещать уже не молодых, да и молодых родственников, на новогодних каникулах или зимой и летом. Про нашу дорогу и закрытый мост на ремонт в городе Кемерово, который связывает два берега, писал статью. Она оказалась вполне читаемой и обсуждаемой. Ссылка кому интересно, и кто планирует проезжать через Кемерово в ближайшее время: Эта статья будет разбита на две части, первая не много из истории и производстве, вторая часть из моей поездки с личными фото. Кому не интересная первая часть, листайте ниже.
В статье нету критики, политики или какого то подтекста, просто история как она есть, мнение людей, которые там живут и которых я слышу на протяжение двух десятков лет. Люди разные, бывшие партнеры спортсмены, рабочие, шахтеры,
Вот такая стелла приветствует при въезде. Личное фото
Вот такая стелла приветствует при въезде. Личное фото

Всем доброго времени суток Уважаемые подписчики и гости.

С началом лета, решили съездить в гости к нашим родственникам в город с красивым и не обычным названием Анжеро-Судженск, что находится в Кемеровской области-Кузбассе.

Как писал ранее, мы стараемся дважды в год навещать уже не молодых, да и молодых родственников, на новогодних каникулах или зимой и летом.

Про нашу дорогу и закрытый мост на ремонт в городе Кемерово, который связывает два берега, писал статью. Она оказалась вполне читаемой и обсуждаемой. Ссылка кому интересно, и кто планирует проезжать через Кемерово в ближайшее время:

Эта статья будет разбита на две части, первая не много из истории и производстве, вторая часть из моей поездки с личными фото. Кому не интересная первая часть, листайте ниже.
В статье нету критики, политики или какого то подтекста, просто история как она есть, мнение людей, которые там живут и которых я слышу на протяжение двух десятков лет. Люди разные, бывшие партнеры спортсмены, рабочие, шахтеры, пенсионеры и предприниматели.

В Анжеро-Судженске я впервые побывал примерно в 2000-2001 году или 9-10 классе. Я играл в футбол на областном уровне за более старший возраст и проехал тогда не только всю область, но и Новосибирск, Барнаул. Было интересно видеть такие разные города и столь же разных людей.

С тех пор, я бывал в этом городе ежегодно, на турнирах, а позже, после того, как поженился, стали ездить еще и к родственникам со стороны жены.

Я застал его в разное время и в разном состояние.

Для тех, кто не знает о городе, напишу буквально пару слов.

История города началась в далеком 19 веке. Незадолго до прохождения Транссиба на месте будущего Анжеро-Судженска был найден уголь.

Одно из первых предприятий города – станция Анжерская. В год окончания строительства – 1895 – это был маленький разъезд.

Перед Первой мировой войной промышленная добыча угля на копях велась на четырёх шахтах, ещё на трёх шли подготовительные работы. В 1915 году Анжерские и Судженские копи выдавали на-гора 92 % от всей добычи угольных предприятий края. В 1901 году началось строительство первой в Кузбассе Центральной электрической станции. ЦЭС начала работу в 1905 году.

Если совсем коротко, Анжеро-Судженск, как и почти все города Кузбасса, появились и развивались около найденных угольных месторождений.

Это с одной стороны служило драйвером роста и развития, с другой-это стало болью и настоящей проблемой для более лучшего и сильного развития.

При этом в городе развивалось много других предприятий, кроме добычи угля.

К 1934 году в городе работали 15 библиотек, 7 клубов, кинотеатр на 530 мест, 2 стадиона, парк культуры и отдыха. В эти годы крупным предприятием стала типография, созданная в 1920 году на базе походной типографии 5-й Красной армии. К 1934 году в Анжеро-Судженске издаётся пять газет: «Борьба за уголь», «Ударник угля», «За уголь», «Ударник полей», «За большевистские колхозы».

К 1941 году в городе сложилась крепкая промышленная база. Её основу составляли пять крупных предприятий союзного значения — трест «Анжероуголь» (это шахты, рудоремонтный завод, ЦЭС-Водопровод и др.), мясокомбинат, хлебокомбинат, лесокомбинат, кварцитовый рудник. Именно в годы войны 1941—1945 годов анжерская промышленность интенсивно развивалась. В 1941 году в городе началось строительство стекольного завода. Днём основания завода считается 12 февраля 1947 года, когда было пущено собственно производство стекла. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Анжеро-Судженск)

Как видим из исторических справок, город рос и развивался.

Мне бросилось в глаза про строительство стекольного завода и особенно год-1941. Сейчас расскажу почему.

Руководству страны понимало, ну или предвидело, что война, рано или поздно, но неизбежна. И так сложилось, что стекольное производство было сосредоточено, главным образом, в европейской части страны: на Украине, в Белоруссии, Брянской, Вологодской, Московской и других западных областях.

Логично, что в условиях начала войны эти предприятия могли оказаться под ударом. Видимо поэтому было принято решение развивать стекольную промышленность на востоке, подальше от возможных мест военных действий, и, прежде всего, производство оконного стекла.

К тому времени на востоке был всего один завод - в Улан-Удэ!!!

Я ранее в статье уже писал о переносе производства в Сибирь:

22 апреля 1941 года было принято решение о строительстве в городе Анжеро-Судженске завода по производству оконного стекла. Выбор на Анжеро-Судженск пал неслучайно: помимо Транссибирской магистрали привлекательными оказались судженские угли и кайлинские пески, что в будущем сыграет роковую роль...

Завод был построен за период войны и запущен в работу 12.02.1947г.

Про кайлинский песок

В кайлинском песке, который практически идеален для строителей, слишком много глины - порядка 15 процентов, что губительно сказывается на качестве стекла. Завод перешел на ижморский песок. Залегание песка было неоднородным, бурили скважину, брали пробу, если песок был хорошего качества, то снимали вскрышу и начинали добычу песка для стекольного производства.
Кому интересна история завода, может почитать, там много интересного.

В 2000 завод закрылся. Его пытались реанимировать, но так и не вышло.

От многих людей в Анжеро-Судженске слышал, как они с сожалением вспоминают закрытие стекольного завода и его нынешнее состояние.

Есть к примеру, действующей с 1907г. Анжеромаш. В разный период истории и событий, завод был ориентирован под соответствующие цели.

Пик развития города пришелся на вторую половину XX века. Ежегодно шестью шахтами выдавалось на-гора свыше 6 млн тонн топлива, в основном дорогих коксующихся марок. Уголь и угольный концентрат отправлялся более чем по ста союзным и зарубежным адресам. В одном ритме с шахтерскими коллективами жил, строился, развивался и сам город.

Численность населения в конце 80-х превышала 110 тысяч человек. А знаете сколько сейчас??? Примерно 65 тысяч человек!!!

В начале 90-х годов, как во многих производственных городах нашей не объятой страны, стало очевидным, что положение на промышленных предприятиях города стремительно меняется в худшую сторону. Нужны были деньги, а их не было. Точнее их не хотели вкладывать в развитие и улучшение производственных мощностей. Набранный темп роста добычи был прерван. Довольно быстро добыча угля шахтным методом во многих сибирских городах стала нерентабельной. За 15 лет в Анжеро-Судженске были закрыты все действующие шахты, в которых в общей сложности трудились более десяти тысяч шахтеров.

А знаете, что следует за этим? Возможно Вы слышали термин про моногорода? Я сам живу в таком же, поэтому знаю.

После закрытия шахт и потери большого количества рабочих мест, начинается принцип «домино». Позже правительством был запущен процесс реструктуризации убыточных шахт, который больно ударил не только по горнякам. Если закрылись шахты, то в патовой ситуации оказались перевозчики, обогатители, шахтостроители, люди, работающие при шахтах, например, технички, повара, представители других, смежных отраслей, работавших в одной связке с угольщиками, в частности производители горно-шахтного оборудования. Таким образом к более десяти тысяч шахтеров можно прибавить почти столько же «смежников». А если столько человек потеряли работу и доходы, то как это сказывается на их покупательской способности? Верно, отрицательно, тут еще начинает страдать местный малый бизнес… в общем, что рассказывать, сами все понимаете.

В 1998 году случилось знаковое событие, а Анжеро-Судженск получил звание «Родины рельсовой войны». Если кто не помнит это, рекомендую посмотреть.

Через город проходит знаменитая Транссибирская железнодорожная магистраль, самая длинная железная дорога в мире. В среднем это один поезд в десять минут. В связи с ростом безработицы и ухудшающейся экономической обстановкой в городе 23 мая 1998 года была организована акция гражданского неповиновения. Шахтеры приняли решение перекрыть «Транссиб». Постепенно к бастующим шахтерам присоединились врачи и учителя. В итоге Транссибирская магистраль была перекрыта на десять дней.

Согласно разным источникам, к началу 2000-х в общей сложности без работы остались 13-16 тысяч горожан, то есть примерно каждый седьмой житель. Этот факт отбросил город в экономическом развитии далеко назад. Наиболее активная часть населения была вынуждена сменить место жительства или искать работу за пределами города. За прошедшие 40 лет город покинуло более 40 тысяч человек. И это показатель только по одному шахтерскому городу в Сибири.

Правительство страны пытается изменить ситуацию, но идет на мой взгляд это тяжко, хотя радует, что стараются изменить ситуацию.

Распоряжением Правительства РФ в 2014 году Анжеро-Судженск был включен в список моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением.

Анжеро-Судженск официально получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). Это особая экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями, создаваемыми для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.

Есть такой праздник- день Шахтера, а в Кузбассе когда-то было принято решение проводить областной день Шахтера. Чем он отличается? Каждый год, выбирается муниципалитет, в котором будут проводиться основные торжества, а главное, туда направляются значительные денежные средства на подготовку и на улучшение выбранного муниципалитета. Как эти деньги расходуются, зависит конечно от руководителей на местах, кто-то пользуется этим инструментом эффективно, а кто-то не особо. На мой взгляд это хорошая традиция и важное подспорье для многих населенных пунктов.

Такой областной праздник проводился в Анжеро-Судженске в 2007г. и, по моему мнению, город, точнее его центральная часть, все же облагородилось и вид стал приятнее.

Возвращаясь к моей поездке.

Заехав в город, решил сразу ехать на автомойку, т.к. вся передняя часть машины была в бабочках, лобовое стекло вообще почти полностью было ими залеплено. Найдя в 2гисе автомойку самообслуживания, поехал по маршруту. Подъезжая, я вспомнил место, рядом находился тот самый стадион, куда я впервые приехал более 20 лет назад. Решил поностальгировать и заехать после мойки.

Не был я там лет 10 точно.

Кто дочитал из местных жителей скажите, давно ли появился высотный дом около стадиона? Помню точно, что его там раньше не было, там был заезд.

вот этот дом. не помню его раньше. Вид из окон хороший. личное фото
вот этот дом. не помню его раньше. Вид из окон хороший. личное фото

Что меня удивило и искреннее от части порадовало? Естественное покрытие газона)) я думал уже везде искусственные поля)))

Стадион практически не изменился и нахлынули воспоминания, что для меня вообще не свойственно.

Позже заехали в магазин и в гости.

На следующий день поездили по городу, посетили намеченные места.

Пару наблюдений, из минусов:

· Дороги конечно в не очень удовлетворительном состоянии, и кто будет там, рекомендую не выше 40 км/ч передвигаться. Возможно мне такие участки попали, но проехал я много где, половину города точно намотал.

· Возможно я был в выходные, и мусорщики отдыхали, но контейнера полные, особенно в частном секторе большие.

· Ветки и прочую поросль плохо обрезают или облагораживают, очень ограничивает видимость на многих перекрестках и выездах на главную дорогу, что не безопасно.

Из плюсов, а точнее, наверное, душевных моментов:

· Не смотря не на что, город живет. Застроен новый микрорайон из современных домов, на сколько знаю, с новой школой.

· Город живет и развивается в своем ритме, по частному сектору много коров ходит, лошадей пасется, это в 500 метрах может быть от высоток))

· Люди адаптируются и живут в тех условиях, которые есть, при этом стараются максимально не быть зависимыми от государства. Из соседей и знакомых, например, кто-то держит пассики, продавая мед, другие используют брошенные земли под покосы, заготавливают сено на продажу и для себя, кто-то держит коров и кур, огороды, чтобы максимально себя прокормить, если не будет вновь работы и денег.

Тут, как и в Кузбассе в целом, живут сильные и работящие люди, не боящиеся трудностей и обидно, что на их долю приходится много сложностей и трудностей, связанных со спецификой региона.

Те, кто моложе, стараются перестраиваться, но старшему поколению это сложнее.

Мне нравится районы в Анжеро-Судженске, там можно фильмы снимать про прошлое)) Дома трехэтажные, Сталинской застройки напоминают, жаль тоже не фотал(

К историческому облику, добавляют современные элементы благоустройства

К примеру:

День нашей поездки, как и выходные были крайне жаркими, градусник показывал +33 градуса, что не совсем привычно. Думаю местные жители помнят, как нас больше недели тут "жарило".

Жара не жара, а по традиции баню не кто не отменял))

Попарился хорошо, облился холодной, колодезной водой не сколько раз и как заново родился.

Если где то допустил не точности, прошу местных жителей или знающих людей подсказать.

Всем терпения и отличного летнего отдыха уважаемые читатели и как всегда рад общению.