Прогресс не стоит на месте, и вместе с ним появляются новые мошеннические схемы в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ). Проблема эта по-прежнему острая. О наиболее распространённых из новых схем мы вам расскажем. И даже если вы слышали о них, нелишне будет вспомнить и предупредить о них своих близких.
Сообщение от «руководителя»
Злоумышленник создаёт аккаунт в мессенджере с реальной фотографией руководителя и предупреждает своих подчинённых о важном звонке из контролирующей инстанции. После чего поступает звонок от «вышестоящего ведомства», в котором жертву просят передать конфиденциальные данные или выполнить финансовые операции.
3,046 миллиарда рублей – такова сумма материального ущерба от преступных посягательств в сфере ИТТ с начала 2024 года на территории Краснодарского края (мошенничества, кражи). Сумма возмещённого материального ущерба от раскрытых IT-мошенничеств и краж составила около 403 млн рублей.
«Вам пришла посылка»
Жертве звонит «сотрудник Почты России», сообщает, что поступила посылка из-за рубежа, за которую необходимо оплатить таможенный сбор. Чтобы не платить за «посылку», которую никто не заказывал, необходимо подписать официальный отказ в почтовых базах, но для этого нужно сообщить код. С вашим кодом мошенник получает доступ к Госуслугам или же к банку. В первом случае злоумышленник собирает персональные данные жертвы, во втором – оформляет кредиты и списывает с её счетов все средства.
Заработок через кредит
Злоумышленник убеждает жертву взять кредит в банке и переслать 60% средств на счёт «инвестиционной фирмы», обещая полностью погасить долг, а 40% оставить у «клиента». Мошенник исправно платит по кредиту несколько месяцев, чтобы как можно больше людей узнали об этом виде заработка, после чего выплаты прекращаются, а он исчезает.
За пять месяцев 2024 года в Краснодарском крае на 11,78% увеличилось количество преступлений по линии IT-мошенничеств всех категорий (с 6969 до 7790). Раскрыто 812 преступлений (установлено 348 лиц). Количество приостановленных уголовных дел увеличилось на 22,5% (с 5165 до 6327), процент раскрываемости составил 11,4%.
Имитация голоса
Мошенники используют искусственный интеллект для имитации голосов близких вам людей. Нейросеть анализирует голос человека с 30-секундной записи и клонирует его, позволяя злоумышленникам озвучить любой текст. Звонки от «родственников или друзей» сообщают о беде, создавая иллюзию, что звонящий – действительно ваш близкий человек.
«Обнаружен неучтённый трудовой стаж»
Аферисты звонят, представляясь работниками Социального фонда, и говорят о «неучтённом стаже», который необходимо исправить для увеличения размера пенсии. После чего приглашают в ближайший МФЦ на консультацию, указывая адрес реального отделения. Для записи на «приём» просят паспортные данные, СНИЛС, ИНН и код из СМС. Эти данные используются для доступа к вашей учётной записи на Госуслугах и оформления кредита.
«Безопасные счета» для военнослужащих
Злоумышленник звонит военнослужащему или его семье с сообщением: из денежного довольствия будет удержана выплата в 195 тыс. руб. за дисциплинарное нарушение на фронте. Для убедительности в мессенджер жертвы поступает поддельная выписка из приказа Минобороны. Мошенник предлагает перевести деньги на «безопасный счёт» для сохранности, после чего скрывается вместе с украденными деньгами.
«Штраф» за списывание на ЕГЭ
Злоумышленники через мессенджеры связываются со школьниками, сдающими ЕГЭ, представляясь наблюдателями на экзаменах и играя на страхах подростков (обвинения в списывании), требуют оплатить штраф.
По данным ГУ МВД России по Краснодарскому краю, самыми распространёнными способами совершения IT-преступлений по-прежнему остаются:
- под предлогом покупки-продажи товара на Интернет-сайтах – 40%;
- под предлогом сотрудника безопасности различных банков – 30%;
- игровые платформы (биржи) – 12%;
- под видом сотрудника правоохранительных органов –11%;
- другие способы (помощь экстрасенсов, выигрыш приза, соцсети) – 4,1%;
- под предлогом приобретения и аренды жилья – 1,8%)
- под предлогом получения компенсации за ранее приобретённые лекарства (БАДЫ) – 1,1%.
Анализ совершённых преступлений свидетельствует о недостаточной правовой грамотности потерпевших граждан, подвергшихся обману со стороны преступников.
Никто не застрахован от мошенников. Но важно помнить несколько правил:
- перезвоните (родственнику – через контакты, банку – вручную, набрав номер на клавиатуре);
- не скачивайте через сторонние ссылки приложения;
- не переходите по ссылкам, кто бы вам их ни отправил;
- не сообщайте данные паспорта и карты;
- для разных социальных страниц и банков используйте разные пароли;
- не храните на телефоне фото и заметки с данными банковских карт;
- подключите двухфакторную аутентификацию для акаунтов банка и социальных сетей;
- подключите СМС или пуш-уведомления от банка.
И самое главное правило – никогда не бойтесь, что вас осудят за то, что вы попали в сети мошенников. Обращайтесь в правоохранительные органы, рассказывайте свою историю знакомым, так вы сможете уберечь ещё не один десяток людей от действий злоумышленников.
«Как я попался на удочку мошенников...»
Опрос жителей нашего района в очередной раз подтвердил слова полицейских о том, что в сети мошенников может попасться каждый. Вот несколько историй.
Олег, 37 лет, п. Ильский: «Я всегда думал, что никогда не поведусь на сказки мошенников, как-никак – взрослый человек, но оказалось иначе.
Дело было в декабре, похороны дедушки, работа, голова была забита всем. Мне позвонили якобы из «Р... Кредита» и сказали, что к моему мобильному банку привязаны несколько номеров телефонов. Сотрудник настоял, что для проверки нужно скачать приложение из Telegram и подтвердить ID телефона, чтобы якобы защитить деньги.
У меня были сомнения, но мне сказали, что, если с деньгами что-то случится, это будет моя ответственность, так как банк меня предупредил. Это заставило действовать. Скачал приложение, которое дало мошенникам доступ к моему телефону. Меня попросили зайти в мобильное приложение банка, якобы для «проверки», но я быстро понял, что они ищут в моём телефоне другие банки. Вышел из приложения, пытался позвонить в банк, но мешали постоянные звонки и сообщения. После десяти попыток всё-таки мне удалось это сделать.
Пока я связывался с банком, пришло сообщение о смене логина и пароля, а затем сообщение о блокировке карты из-за подозрения мошенничества. У меня украли 164 тысячи рублей, включая деньги с виртуальной кредитки, которая не использовалась. В банке сказали, что деньги почти сразу обналичили в Питере. В полицию я не обратился, подумав, что их вряд ли найдут и это просто будет пустая нервотрёпка.
Людям могу дать советы: всегда нужно уточнять у службы поддержки банка, действительно ли вам звонит их сотрудник; если вы не пользуетесь кредитной картой, то сразу блокируйте её; никогда не скачивайте приложения через сторонние ссылки и не переходите по ним».
Марина, 35 лет, ст. Северская: «Недавно я попалась на удочку мошенников. До сих пор стыдно. От родственника в другом городе пришло сообщение в Telegram с просьбой срочно выслать 20 тысяч рублей на определённый счёт. Я отправила деньги, через час позвонила, чтобы уточнить, поступили ли они на счёт и что случилось. Оказалось, что он ничего не писал, это были мошенники!
Заявление в полицию решила не подавать, стыдно, что повелась».
Валентина А., 45 лет, ст. Северская: «С этими людьми я сталкивалась через телефон, и не единожды. Но я помню правила игры: «да» «нет» не говорить, «чёрное» «белое» не называть, только так с ними и общаюсь».
Анатолий, 71 год, п. Ильский: «Эти мошенники – ужасные люди, они мне звонили, обставили всё так, якобы это мой зять звонит, и он денег просит, мол, попал в аварию. Я обычно дочку прошу деньги переводить, но «зять» отговаривал меня, чтобы жену его не беспокоить. Слава богу, дочка была рядом, она позвонила своему мужу – тот оказался на работе».
Материал подготовила Виолетта Горбачёва, студентка журфака КубГУ