Обычай знали наши предки: Согреет солнце утра рань — несут берёзовые ветки, и вяжут веники для бань. Да собирали в тёмной чаще траву с названьем одолень, — там в тишине, струной звенящей, вдруг мчался вспугнутый олень. Придя домой, топили бани, где пар висел настоем трав, и мылись Проклы и Параньи, готовясь к ночи в темь дубрав. Под вечер – день на Аграфену носил особую печать: все шли купаться непременно и в ночь Купалы день встречать. Свой мокрый веник с банной полки швыряли в воду с бережка, читая в том гаданий толки, — как принимала их река.
В православном календаре день памяти мученицы Агриппины, у ее гроба больные получали исцеление. Собор Владимирских святых, Петров (Апостольский) пост.
Празднество Владимирской иконы Божией Матери. Эту икону считали в народе главной защитницей Руси и просили у нее защиты от врагов.
Икона помогает примирить враждующих и сохранить мир и благополучие в семье. Просили у нее помощи в разрешении трудной ситуации на работе, а также исцеления болезней физических и душевных.
В народном календаре (23 июня по старому стилю) - Аграфена Купальница, Аграфена Лютые коренья, Канун Иванова дня, Купальница.
Начиналась череда любимых летних праздников - Аграфена, потом идущий за ней Иванов день, и дальше, совсем рядом Петры-Павлы.
Эти дни были наполнены множеством обрядов, гаданий и примет, поверий и приговоров. Строгих запретов на работу не было, страдное время, жатва, покос, сбор ягод и грибов. Но все равно старались ничего серьезного не начинать.
На Аграфену и старики закупываются.
Святую Агриппину-Аграфену прозвали Купальницей и сегодня было принято "закупываться", то есть открывать купальный сезон. Главными действиями этого дня конечно же были костры, сбор трав и купание в реках и озерах.
В купальницу русская баня была именинницей. Идеальная баня - сруб из осины, потолок, лавки, ушаты, шайки - липовые. Плеснуть на каменку -медовый будет пар.
Обряжалась баня преимущественно стариками. Вытопив, ее следовало помыть, обливая стены водой, пропарить, поддавая на каменку, и проветрить. Приготовить легкий пар потребно умение не меньшее, чем ту же каменку -очаг из дикого камня сложить. От худого пара уши щиплет, туман в бане оконце застит. Камни шипят - не будет проку, а брызнешь и раздастся хлопок - добро, в самый раз. Поддавали, заметим, и квасом, и настоем целебных и ароматных трав: мяты, душицы, зверобоя, тимьяна.
День начинался с того, что все с утра от мала до велика ходили в баню. Обязательно парились, тем самым отгоняя от себя болезни, восстанавливали силы и запасались здоровьем на будущее.
Парились, хлестались: раз по себе и раз по матице, бревну, поддерживающему потолок: «будь я здоров, как эта матица».
В баню приводили даже старых и сильно хворых людей. Их там парили, натирали целебными отварами из трав. В печь бросали крапиву и потом этими парами дышали.
В некоторых местах пол застилали свежескошенной травой, а из молодых веток березки делали особые банные веники, которые сегодня целебной силой обладали. В веники вкладывали ветки ольхи, рябины, смородины, калины, а также травы и цветы.
Веники к Аграфене особенные, обетные. На веник набирали -с деревьев по ветви, к березе - калину, к можжевельнику - смородину, черемуху, с елки лапку, а связка дополнительно украшалась цветами.
Веники хранили целый год, парились ими во время бoлезней и использовали в различных обрядах.
Девушки их бросали через голову - куда повернет, туда и замуж скоро идти. Или же клали на крышу бани на ночь - если листья засохнут, то не все благополучно у семьи будет.
Вода в этот день была целебной и очищающей. Поэтому сегодня обязательно нужно было искупаться.
Между купаниями и баней накрывали столы, главным блюдом которых была каша, приправленная коровьим маслом. В одних местах кашу раздавали парням и девкам, в других - кормили ей стариков и старушек. Также кашу варили и угощали ею нищих и хворых. Делали это для того, чтобы в доме всегда достаток был.
Примерно с полудня и до ночи общее веселье начиналось на берегу реки. Водили хороводы, прыгали через костер, собирали травы и гадали.
Травники занимались сбором кореньев и трав. День назывался лютые коренья и все, что собирали в это время, потом использовалось на протяжении всего года. Готовили отвары и мази, а также использовали для волховства и колдовства.
Избу на Аграфену крапивой и чертополохом защищали. Под окошки, в двери и окна втыкали ветки рябины, чтобы в дом "болезнь не заходила".
Шиповник, бодяк спасали домочадцев и скотину от дурного глаза и хворей. Веники из богородской травы и папоротника, ромашки и полыни дарили здоровье, силу и счастье.
Считается, что на Аграфену все гадания правдивы и заговоры действенные, а вода волшебная.
Кто новое сегодня на себя наденет, тот весь год будет в обновках ходить. Девушки ходят в своих лучших нарядах по домам и просят: «Умойте». В переводе на обычный язык это значит – дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.
На Аграфену всем купаться велено, кто не сделает этого, тот сто бед на себя накликает.
Рожденные 6 июля люди обладают интересной внешностью. По натуре быстро увлекающиеся, но никогда не доводящие свое дело до конца.
Именины у Артёма, Германа, Святослава и Агриппины.
Берегите себя и своих родных, и всего вам хорошего. Благодарю вас за то, что вы со мной. Обнимаю и до новых встреч! Желаю вам спокойного, солнечного и доброго лета! Ароматных ягод, самых красивых цветов и крепкого здоровья!
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы".